ТЕМА 3
Основные понятия в естествознании.
Раздел 2. Энергоэффективные технологии.
Материя – все то, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и другие материальные объекты.
Виды материи: вещество, физические поля, физический вакуум.
Вещество – любые материальные объекты и природные системы разной сложности в основе состоящие из 6 тяжелых неделимых частиц – кварков (u, d, b, s, c, t) и 6 легких – лептонов (e, μ, τ, νe, νμ, ντ).
Фундаментальные взаимодействия:
- гравитационное (тяготение), проявляется во взаимном притяжении любых вещественных объектов, имеющих массу;
- электромагнитное, обусловлено существованием в природе электрических зарядов;
- сильное, обеспечивает существование нуклонов (протонов и нейтронов), субатомных частиц (~300) и атомных ядер, проявляется на расстояниях не более 10-15 м;
- слабое, проявляется в процессах распада атомных ядер и субатомных частиц, радиус взаимодействия 10-17 м.
Переносчики взаимодействия (физические поля) – гравитационного, гипотетические гравитоны с нулевой массой, электромагнитного – фотоны, сильного – 8 глюонов, слабого вионы 3-х типов (W+. W-, Z0).
|
|
Спин – собственный момент импульса микрочастиц. У переносчиков взаимодействия целое число от постоянной Планка (называют бозоны), у фундаментальных частиц полуцелый (называют фермионы).
Физический вакуум – состояние всех возможных квантовых полей с минимальной энергией. Может взаимодействовать с реальными частицами посредством виртуальных частиц, которые он непрерывно и хаотически испускает и поглощает.
Пространство и время – всеобщие формы существования и движения материи, в теории относительности единое пространство-время.
Законы сохранения:
- закон сохранения энергии следует из однородности времени;
- закон сохранения импульса следует из однородности пространства;
- закон сохранения момента импульса следует из изотропности пространства;
- закон сохранения электрического заряда следует из калибровочной инвариантности;
- закон сохранения барионного заряда следует из калибровочной инвариантности;
- закон сохранения лептонного заряда следует из калибровочной инвариантности.
Литература
1. Абрамова Г.С. Психология развития: Учеб. пособие. М., 2000.
2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М., 2000.
3. Блонский П.П. Педология. М., 1934.
4. Божович Д.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. СПб., 2001.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 1996.
|
|
7. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии//Вопросы философии, 1981, № 12.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003
9. Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. М., 2000.
10. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная (детская) психология: Учебник. М., 2010.
13. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. ст. / Сост. и ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.
14. Психоанализ детской сексуальности / З.Фрейд, К.Абрахам, К.Г. Юнг и др.: Пер. с нем. / Под ред. В.А. Лукова. СПб., 1997.
15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
16. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж, 1996.
17. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М., 1997.
Напоминание:
Большинство отечественных исследователей в настоящее время признают следующую периодизацию возрастов:
• пренатальный период (!);
• младенчество (от рождения до 1 года);
• ранний возраст (1–3);
• дошкольный возраст (от 3 до 6–7);
• младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12);
• подростковый возраст (отрочество) (от 11–12 до 15–17);
• юношеский возраст (от 15–17 до 19–21);
• молодость (от 19–21 до 25–30);
• зрелость (от 25–30 до 55–60);
• старость (от 55–60 и старше).
Период Детства:
от рождения до младшего школьного возраста.
Пренатальный период (лат. prae – перед + natus – рождение) — стадия внутриутробного развития плода, на которой развиваются болевая, температурная, сенсорная чувствительность (например, к звуковым раздражениям), а также моторика.