Отдельный продукт
Продуктовая линия
Ассортимент или комплекс образовательных программ
Маркетинговая политика в области образовательных продуктов
ТЕМА 7. Инструментальные стратегии маркетинга в сфере образования
Комплексная маркетинговая политика в области образовательных продуктов зависит от подробного профиль целевых сегментов потребителей и проведенного анализа образовательных потребностей этих сегментов, которая проходит в два этапа.
На первом этапе осуществляется разработка продуктовой политики, основными задачами которой являются:
· формирование портфеля (ассортимента) образовательных продуктов;
· обеспечение качества и конкурентоспособности образовательных продуктов;
· инновации (создание новых продуктов или обновление существующих);
· анализ жизненного цикла продукта и управление им.
Продуктом, с которым образовательное учреждение выходит на рынок образовательных услуг, является образовательная программа.
|
|
Программы могут быть классифицированы по ряду признаков: (см. рис. 1.)
· по уровням образования (программы среднего профессионального, высшего, второго высшего образования, МВА);
· по типам программ (программы профессиональной подготовки, повышения квалификации: краткосрочные курсы, довузовское обучение);
· по направлениям подготовки (менеджмент, финансы, маркетинг и т.д.);
· поформе обучения (программы дневного, вечернего, с применением ДОТ);
· по продолжительности (от нескольких дней до нескольких лет);
· по наличию дополнительных компонентов (программа сопровождается стажировкой на ведущей фирме (в т.ч. за рубежом), выдача двойных дипломов (например, документ гособразца о повышении квалификации и сертификат авторизованного центра фирмы "1С").
Рис..1. Признаки классификации образовательных программ.
На втором этапе происходит формирование политики в области образовательных продуктов и связано с разработкой ряда стратегических и тактических решений:
1. на уровне всего портфеля (ассортимент реализуемых образовательным учреждением продуктов и услуг);
2. на уровне продуктовых линий (программы определенного уровня образования и типа), связанные между собой либо в силу схожести их функций, либо в результате продажи одним и тем же группам потребителей, либо продажи в рамках одного и того же диапазона цен);
3. на уровне отдельных программ.