Управление качеством проекта

Признано, что существуют два аспекта привнесения качест­ва в управление проектами: качество процессов проекта и каче­ство продукции проекта. Невыполнение требований любого из них может иметь значимые последствия для результата проекта, участников проекта и организации. Это также подчеркивает тот факт, что достижение качества лежит на ответственности менед­жеров и предполагает, что приверженность качеству исповеду­ется на всех уровнях организации, задействованных в проекте, каждый из которых отвечает за свои конкретные процессы и ре­зультаты.

Создание и поддержание качества процессов и продукции входе выполнения проекта требует систематического подхода. Такой подход должен быть нацелен на гарантию того, что заяв­ленные и подразумеваемые потребности (требования) заказ­чика (потребителя) поняты и удовлетворены, что оценены по­требности других участников проекта и что в ходе реализации управления проектом учтена политика организации в области качества.

Управление проектом включает планирование, организа­цию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе не­прерывного процесса достижения его целей. При этом процессы и задачи менеджмента качества применяются ко всем процес­сам управления проектом.

Проект с точки зрения IS0 9000:2000 является разновидностью процесса, у которого существуют следующие особенности по отношению к другим процессам:

• обычный процесс существует циклически, проект - одно­кратно; в связи с этим проект проходит обычно следую­щие фазы: «предпроектную», или стадию организации проекта; «запуск» проекта; выполнение проекта и стадию завершения проекта; в некоторых случаях может сущест­вовать фаза сопровождения проекта;

• система учета и планирования работ и ресурсов для обычного процесса, как правило, «внешняя», т.е. обеспе­чивается другими процессами, а для проекта -«внутрен­няя», т.е. обеспечивается процессами, выполняемыми в рамках проекта (подпроцессами проектного процесса).

Проект - это процесс, который может быть разделен на множество взаимозави­симых, взаимосвязанных подпроцессов, образующих цепочку поставки и взаи­модействующих между собой как поставщик - потребитель. Главное отличие проекта заключается в том, что и указанная сеть процессов, и организационная структура проекта носят временный характер и создаются на период жизненного цикла проекта. Основная опасность такого временного состояния за­ключается в том, что если в постоянно действующих процессах и структурах идет (или должно идти) постоянное улучшение, ана­лиз произошедших и потенциальных ошибок, то есть непрерыв­ное эволюционное развитие, то при формировании очередной структуры проекта можно легко потерять накопленный ранее опыт. В связи с этим приобретают особую актуальность проце­дуры СМК, методики, инструкции, записи, составленные в ходе выполнения предшествующих проектов. С их анализа должна начинаться работа по формированию очередного проекта.

Процессы проекта можно условно разделить по четырем классификационным признакам: 1) по периодичности: постоянно действующие в организации; временные - на период проекта; 2) по отношению к действующей в организации СМК: входящие в действующую СМК; не входящие в действующую СМК; 3) по от­ношению к организации: процессы организации; процессы по­ставщиков, субподрядчиков; 4) по типу в проекте: процессы управления проектом; процессы реализации проекта (технологи­ческие).

Некоторые процессы проекта могут не находиться под управлением СМК, причем это могут быть как постоянно протекающие в организации процессы, так и времен­ные - на период действия проекта, кроме того, в проект могут вовлекаться и процессы других организаций. Тем не менее орга­низация должна:

•определить все процессы, необходимые для реализации проекта;

•определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

• определить критерии и методы, необходимые для обеспе­чения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

•обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

•осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

• принимать меры, необходимые для достижения заплани­рованных результатов и постоянного улучшения этих про­цессов;

• вести записи, предусмотренные стандартом ISO9001:2000;

• там, где уместно, реализовывать требования стандарта ISO9001:2000.

Управление качеством проекта предполагает, что организация задокументирует, внедрит и будет поддерживать в рабочем состоянии программу качества проекта. Программа качества (иногда называют "план качества") – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: