Признано, что существуют два аспекта привнесения качества в управление проектами: качество процессов проекта и качество продукции проекта. Невыполнение требований любого из них может иметь значимые последствия для результата проекта, участников проекта и организации. Это также подчеркивает тот факт, что достижение качества лежит на ответственности менеджеров и предполагает, что приверженность качеству исповедуется на всех уровнях организации, задействованных в проекте, каждый из которых отвечает за свои конкретные процессы и результаты.
Создание и поддержание качества процессов и продукции входе выполнения проекта требует систематического подхода. Такой подход должен быть нацелен на гарантию того, что заявленные и подразумеваемые потребности (требования) заказчика (потребителя) поняты и удовлетворены, что оценены потребности других участников проекта и что в ходе реализации управления проектом учтена политика организации в области качества.
Управление проектом включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного процесса достижения его целей. При этом процессы и задачи менеджмента качества применяются ко всем процессам управления проектом.
|
|
Проект с точки зрения IS0 9000:2000 является разновидностью процесса, у которого существуют следующие особенности по отношению к другим процессам:
• обычный процесс существует циклически, проект - однократно; в связи с этим проект проходит обычно следующие фазы: «предпроектную», или стадию организации проекта; «запуск» проекта; выполнение проекта и стадию завершения проекта; в некоторых случаях может существовать фаза сопровождения проекта;
• система учета и планирования работ и ресурсов для обычного процесса, как правило, «внешняя», т.е. обеспечивается другими процессами, а для проекта -«внутренняя», т.е. обеспечивается процессами, выполняемыми в рамках проекта (подпроцессами проектного процесса).
Проект - это процесс, который может быть разделен на множество взаимозависимых, взаимосвязанных подпроцессов, образующих цепочку поставки и взаимодействующих между собой как поставщик - потребитель. Главное отличие проекта заключается в том, что и указанная сеть процессов, и организационная структура проекта носят временный характер и создаются на период жизненного цикла проекта. Основная опасность такого временного состояния заключается в том, что если в постоянно действующих процессах и структурах идет (или должно идти) постоянное улучшение, анализ произошедших и потенциальных ошибок, то есть непрерывное эволюционное развитие, то при формировании очередной структуры проекта можно легко потерять накопленный ранее опыт. В связи с этим приобретают особую актуальность процедуры СМК, методики, инструкции, записи, составленные в ходе выполнения предшествующих проектов. С их анализа должна начинаться работа по формированию очередного проекта.
|
|
Процессы проекта можно условно разделить по четырем классификационным признакам: 1) по периодичности: постоянно действующие в организации; временные - на период проекта; 2) по отношению к действующей в организации СМК: входящие в действующую СМК; не входящие в действующую СМК; 3) по отношению к организации: процессы организации; процессы поставщиков, субподрядчиков; 4) по типу в проекте: процессы управления проектом; процессы реализации проекта (технологические).
Некоторые процессы проекта могут не находиться под управлением СМК, причем это могут быть как постоянно протекающие в организации процессы, так и временные - на период действия проекта, кроме того, в проект могут вовлекаться и процессы других организаций. Тем не менее организация должна:
•определить все процессы, необходимые для реализации проекта;
•определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
• определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
•обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
•осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
• принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов;
• вести записи, предусмотренные стандартом ISO9001:2000;
• там, где уместно, реализовывать требования стандарта ISO9001:2000.
Управление качеством проекта предполагает, что организация задокументирует, внедрит и будет поддерживать в рабочем состоянии программу качества проекта. Программа качества (иногда называют "план качества") – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.