Особенности проведения проверки правовых актов ОМСУ.
При проведении проверки прокурор обращает внимание на соответствие акта критериям:
- уровень и компетенция органа издавшего акт;
- соответствие акта законодательству;
- исполнение на территории МО.
Варианты классификации прокурорских проверок:
- по поводу к проведению проверки:
· проводимые по сигналам о нарушении;
· по инициативе прокурора.
- по объему проверочных мероприятий:
· узкие;
· комплексные – проверке подлежат все сферы общественных отношений поднадзорного объекта.
- по проверяемым объектам и проверяющим субъектам:
· прокурорские;
· смешанные;
· ведомственные.
- в зависимости от целей проверки:
· первичные;
· повторные;
· контрольные.
По результатам проверки прокурора, помощника прокурора составляется справка, если проверка проводилась другими прокурорам – докладная записка.
В ней отображается:
- характер и объем выполненной работы;
- принятое итоговое решение.
Требования к общенадзорной проверке:
|
|
- своевременность;
- законность;
- полнота.
Способы повышения эффективности прокурорской проверки:
- усиление прокурорской власти, посредством установления более четкой обязательности исполнений требований прокурора;
- совершенствование деятельности самих прокуроров;
- разработка и совершенствование методики проведения различных прокурорских проверок.
Акт прокурорского реагирования – правовое средство, представляющее собой документально закрепленное требование прокурора, направленное на устранение, предостережение от нарушения закона или привлечения к ответственности.
- протест;
- представление;
- постановление;
- предостережение;
- требование.
Признаки актов прокурорского реагирования:
- основание – обстоятельства, явившиеся поводом для акта, информация о совершенном, готовящемся, совершенном нарушении закона;
- субъект – лицо, вынесшее акт прокурорского реагирования. Прокурор любого вида, искл. ст.25 со ссылкой на ст.54;
- поднадзорный объект – орган или должностное лицо, в адрес которого вынесен акт прокурорского реагирования. Его наличие иллюстрирует адресность акта прокурорского реагирования. Объект конкретен, но исключение составляет недостаточно четкая формулировка предостережения;
- срок – период времени необходимы для рассмотрения акта/ период необходимый для устранения нарушений закона;
- форма – законом не обозначена, искл. предостережения и требования;
- иные специальные признаки – определенные черты, специально устанавливаемые для отдельных актов прокурорского реагирования (наличие специальной цели и т.д.).
|
|
Поднадзорные объекты не обязаны исполнять требования, содержащиеся в актах.
Требования к актам прокурорского реагирования:
- обязательность рассмотрения;
- конкретность в части определения объекта;
- своевременность вынесения акта;
- юридическая, стилистическая грамотность;
- при составлении акта прокурорского реагирования должна выдерживаться структура документа (часть вводная, часть описательная, часть мотивировочная, чать резулятивная).
На одно нарушение закона выносится один акт прокурорского реагирования, за исключением:
- нарушение закона НПА – незаконный акт нарушил права и интересы большого числа граждан;
- применение акта реагирования как комплексной меры воздействия (представление);
- в течение продолжительного времени в адрес одного объекта вносился протест, но реакции объекта не последовало;
- для усиления профилактического воздействия.
Приказами ГП закрепляется возможность одновременного внесения нескольких актов прокурорского реагирования в адрес одного объекта (приказ №195).