Тема 8 – Надзор за исполнением Конституции и исполнением закона.
Соответствие морально-этическим установкам.
Приказ ГП №114 от 17.03.10 г.
Статус деятельности прокуратуры:
- самостоятельная отрасль надзора;
- участок прокурорской деятельности;
- самостоятельное направление и самостоятельная функция.
Характерные черты отрасли (гл.1,2 разд.3):
- ведущая функция прокурорского надзора максимально обширна по объему;
- в данной отрасли максимально проявляется сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности;
- в этой отрасли максимально реализуется комплекс задач.
Данную отрасль именуют общим надзором. Это подчеркивает ее универсальный характер.
Объект общего надзора (одно из):
- деятельность поднадзорных органов
- законность поднадзорной деятельности;
- сами органы, организации.
Перечень поднадзорных объектов исчерпывающий.
Предмет надзора (один из):
- отождествляется с объектом;
- деятельность поднадзорного объекта по исполнению закона.
|
|
Компоненты предмета:
- соблюдение Конституции;
- исполнение законов;
- соответствие правовых актов Конституции и законам.
Пределы общего надзора сообразны пределам иной надзорной деятельности.
Основания для проведения проверок:
- наличие информации о нарушении закона;
- плановый характер в отношении правовых актов.
Задачи – приказ №195:
- использование в полной мере всех правовых средств, предусмотренных законом;
- обеспечение единой конституционной законности с помощью общенадзорных полномочий;
- организация действенного взаимодействия с ОГВ, ОМСУ;
- постоянное, систематическое проведение проверок.
Субъекты надзоры – ст.54 (прокурор, зам. прокурора, помощник)
Подотрасли общего надзора:
- по сферам:
· надзор в социальной сфере;
· надзор в экономической сфере;
· надзор в оборонной сфере;
· надзор в административно-юрисдикционной сфере.
Полномочия – совокупность прав и обязанностей без дифференциации.
- по выявлению нарушений закона (ст.22 – перечень полномочий исчерпывающий);
- по реагированию (ст. 23-25 прим.1, ст.27);
- по предупреждению нарушений закона (ст.21 прим.1).
Нет законодательного определения «правовые средства». Теоретические:
- права и обязанности прокурора;
- акты прокурорского реагирования;
- предусмотренные законом формы реализации полномочий.
Классификация правовых средств:
- правовые средства, связанные с вынесением актов прокурорского реагирования;
- правовые средства не связанные с актом прокурорского реагирования (прокурорская проверка, обращение в суд).
Прокурорская проверка – совокупность мероприятий по изучению и анализу деятельности поднадзорного объекта с целью выявления нарушений закона или отсутствие таких нарушений.
|
|
Универсальное правовое средство выявления нарушений закона и реагирования. Отличается особенностями в зависимости от сферы законодательства, на которую распространяется надзор.
Основание общенадзорной проверки:
- информация о нарушении закона (источники различны, в зависимости от вида прокурорской проверки);
- установленный план проверочных мероприятий;
- указание ГП;
- и т.д.
Цель прокурорской проверки – выявить нарушение закона/ установить отсутствие или наличие нарушения/ предотвратить нарушение закона.
Компоненты общенадзорной проверки:
- проверяющий субъект (прокурор, заместитель, помощник, контролирующие органы);
- лица, привлекаемые к участию в проверки (обладают специальными знаниями);
- проверяемый объект (ст.21, должностные лица, поднадзорные органы);
- сфера общественных отношений, в рамках которой допущены нарушения закона;
- методика – совокупность приемов и способов проведения проверки.
Признаки прокурорской проверки:
- комплекс организационных и правовых действий прокуроров – подразумевает наличие у субъекта надзора определенного навыка, опыта для осуществления проверки;
- нацелена на конкретный поднадзорный объект;
- прокурорская проверка, как правило, связана с нарушением закона или соответствующей информацией;
- результата прокурорской проверки должен быть четко определен;
- субъект проверки вправе самостоятельно выбирать форму и метод проведения проверки.
Этапы проведения проверки:
- подготовительный – 3 варианта действия:
· изучение нормативно правовой базы, в рамках которой осуществляется проверка, анализ методических рекомендаций и прокурорской практики в этой сфере;
· составление плана;
· решение тактических вопросов.
- проверочный – сбор и анализ информации, связанной с нарушением закона, реализация полномочий ст.22, 27;
- итоговый:
· соотношение фактического нарушения с юридической квалификацией;
· принятие соответствующего нарушения относительно выявленного нарушения закона;
· определение и обсуждение результатов проведенной проверки.
Порядок подготовки к проведению прокурорской проверки (проверка правовых актов):
- оповещение руководителя поднадзорного органа;
- требование о выделении специалиста для проведения проверочных мероприятий;
- предоставление прокурору для ознакомления отдельных правовых актов поднадзорного объекта;
- истребование текущих дел, ведущихся в поднадзорном органе.
В процессе выявления соответствия законам актов проверяются вопросы:
- не вышел ли орган за рамки его вопросов?
- противоречит ли акт закону, какому конкретно?
- противоречит полностью или частично?
- нарушаются ли актом права и свободы личности?
- соответствует ли содержание правового акта фактическим обстоятельствам?
- соблюден ли порядок принятия акта?
- соответствует ли акт установленной форме?
- причина принятия акта?
Формы выражения несоответствия правового акта закону:
- правовой акт уклоняется от цели, установленной в законе;
- акт основан на законе утратившим силу;
- нарушена процедура принятия правового акта;
- акты контролирующих органов обычно проверяются в ходе целевой проверки в данном органе.
В ходе проверки подлежат выяснению следующие обстоятельства:
- характер допущенных нарушений;
- анализ нарушенного НПА;
- условие, способствовавшее нарушению закона;
- дата последней проверки, проводимой прокуратурой, контролирующими органами.