Протест.
- основание – нарушение закона – незаконный правовой акт (нормативный или ненормативный);
Вариант несоответствия правового акта закону:
· правовой акт основан на отмененном законе;
· не соблюдена форма и процедура издания акта;
· допущено нарушение или неправильное применение норм материального права.
- порядок вынесения:
· изучение правового акта и закона, которому этот правовой акт противоречит;
· подготовка проекта протеста;
· непосредственное вынесение протеста;
· контроль за своевременным рассмотрением протеста;
· проверка фактического устранения нарушения.
- субъект вынесения – прокурор любого уровня;
Должен соблюдать принцип соответствия уровня прокурора уровню поднадзорного объекта.
- поднадзорный объект – ст.21, перечень исчерпывающий.
Последовательность вынесения протеста относительно объекта:
· протест вынесен органу или должностному лицу, издавшему правовой акт;
· вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу;
· обращение в суд – по истечении установленного срока при отсутствии реакции поднадзорного объекта или при наличии информации у прокурора, что его протест не будет рассмотрен.
- срок:
· общий – 10 суток, с момента получения поднадзорным органом;
· на ближайшем заседании коллегиального органа;
· сокращенный срок (разумный, закон не уточняет).
Законом не установлен срок для обжалования в суд, как правило, 3 года – между вынесенным правовым актом и вынесенным протестом.
- о результатах ознакомления с протестом прокурор уведомляется в письменном виде;
- причины не эффективности протеста:
· несвоевременное реагирование;
· недостаточно тщательное проведение проверок законности правовых актов;
· неверное юридическое основание вынесения протеста;
· отсутствие необходимого контроля со стороны прокуратуры;
· применение протеста без использования иных правовых средств.
- форма - законом не обозначена;
- специальные признаки:
· возможность отзыва внесенного протеста.
- акт комплексного реагирования. Аспекты комплексности:
· выносится на совокупность нарушений закона;
· охватывает не только нарушение, но и причины и условия ему способствовавшие;
· в его рамках может ставиться вопрос об отмене незаконного правового акта;
· направлено не устранение последствий нарушения закона.
- основание – нарушение выраженное действием или бездействием, однократное нарушение закона, имеющее большое общественное значение, однократное нарушение закона не имеющее большое общественное значение, но которое нельзя устранить другим путем, обобщение материалов практики;
- субъект тот же;
- поднадзорный объект – орган или должностное лицо, компетентное устранить нарушение закона или вышестоящий орган, должностное лицо;
- срок:
· срок рассмотрения – безотлагательно;
· срок устранения нарушений закона – 1 месяц с момента рассмотрения. О результатах проведенных мероприятий должно быть сообщено в письменной форме прокурору.
- форма – аналог протест;
- иные специальные признаки:
· комплексный характер;
· указание в представлении на конкретных виновных лиц и требование привлечения их к ответственности. Для необходимо соблюдать правила: нарушение закона должно быть установлено и подтверждено материалами прокурорской проверки, должна быть изложена суть нарушения и дана юридическая оценка, должны предлагаться конкретные меры, направленные на устранение нарушения;
· поднадзорный объект не обязан исполнять требования, содержащиеся в представлении.
- правовые пробелы в регулировании представления:
· отсутствие конкретизации к формулировки безотлагательное рассмотрение;
· отсутствие четкости в понимании момента внесения представления;
· закон не предусматривает обязанности поднадзорного объекта направлять отчет о исполнении представления;
· отсутствие механизма принудительного исполнения требований прокурора;
· в законе не закреплено полномочие прокурора по обращению в судебные органы.
- ошибки при составлении представления:
· указывается только факт нарушения закона, а требование о устранении отсутствует;
· несвоевременное внесение;
· представление подменяет собой протест;
· нарушается комплексность как основной признак представления;
· требования представления выходят за рамки надзорных полномочий;
· изложенные требования прокурора не обоснованны;
· в представлении отсутствуют рекомендации о мерах, которые необходимо предпринять для устранения нарушения.