Влияние учения Аристотеля на всю последующую европейскую цивилизацию

Аристотель – сложный для понимания философ. Проф. Зотов – запись проф. Любутина в библиотечном томе Аристотеля: «Дальше не читай! Все равно ничего не поймешь!». Дополняет учение Платона о сущности идеи вещи, разрабатывая теорию ЗНАЧЕНИЯ и понятие ЭНТЕЛЕХИИ (трактат «О душе»). У Аристотеля «вещь» различается на две совершенно разные составляющие: «тело» вещи («сома») и «значение тела для других вещей». Аристотель называл его еще «бытием» вещи, «истиной» вещи, энтелехией (эн-телос-хиа, то есть «несущая цель в себе»), все эти понятия равны между собой и являются синонимами «значения». Связь тела со значением тела – естественна. Пример: топор – это вещь («прагма» – это дело, событие, тело-действие). В вещи топора выделяется тело (сома) – лезвие и топорище, и истина-бытие тела, его значение – оно не в том, чтобы лежать, а в том, чтобы рубить. «Рубить» – это принцип, он предшествует инструментальному воплощению вещи в теле топора. В то же время тело топора все построено на том, чтобы воплотить не просто идею топора (как у Платона), а рубление как физический способ действия. Итак, тело топора имеет «призвание» – своим бытием оно призвано делать то, что не им, телом, было определено. Вот это призвание и есть значение вещи, благодаря этому «призванию-значению» «тело» не остается «телом», а становится «вещью». Значение вещей в своей совокупности задают «онтологическую реальность» (от «онто» – сущее, то, что существует, что значимо).

Таким образом, если у Платона было:

Вещь «прагма» Тело «сома»
Идея «идеа»

То у Аристотеля становится:

Вещь «прагма» Тело «сома»
ЗНАЧЕНИЕ-БЫТИЕ «онтос»

Поэтому, если у Платона смысл жизни – приблизиться к идее тела, то у Аристотеля смысл жизни – в «призвании», которое предначертано не телом, а его значением, истиной его бытия. У Аристотеля даже если тело близко к идее, но не действует в соответствии с призванием, то его смысл теряется, бытие не реализуется. Пример: органы человеческого тела, которые при бездействии атрофируются; талант, если не реализован, доставляет только страдания и беспокойство окружающим.

В «Метафизике» Аристотель говорит о 4-х значениях причины:

1. Сущность, суть бытия вещи – это ФОРМА, или ПЕРВООБРАЗ, а это есть определение сути бытия вещи. Форма и есть предназначение, например, рубка – это первообраз, форма топора. Значит в этом смысле – рубка есть причина создания топора.

2. Материя или субстрат – то содержание, из которого возникает вещь. Например, серебро – причина серебряной чаши.

3. Причина как источник начала движения, которое привело к вещи – первое начало изменения или переход в состояние покоя. Например, отец – причина ребенка. Или вообще: производящее – причина произведенного.

4. С какой целью, или «ради чего», для достижения какого блага возникает вещь или движение явления. Например, прогулка – для хорошего здоровья.

К концу классического этапа – четкое оформление двух философских направлений: ИДЕАЛИЗМА И МАТЕРИАЛИЗМА (сопоставление по Костецкому (4 лекция): взгляды на природу, человека, познание, общество).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: