СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИГОРОДНЫМИ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
Моторвагонная тяга (электро-, дизель- и аккумуляторные поезда, автомот рисы) наиболее благоприятна для пригородного движения. Современные отечественные электропоезда обладают значительной мощностью силовых установок и высокой конструкционной скоростью движения (до 130 км/ч). Большая вместимость вагонов и состава поезда позволяет обеспечить высокую провозную способность линии. Этому способствует также возможность увеличить состав поезда, а в нужное время — уменьшить число вагонов в нем, т. е. можно использовать различные схемы формирования поездов. Например, в состав электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР6, ЭР10, ЭР22, ЭР7, ЭР9 и ЭРИ включают 4 или 5 моторных (М) и прицепных (П) вагонов, чему соответствуют схемы формирования 5 (М+П) или 4 (П+М). У большинства этих электропоездов достаточно высокое начальное ускорение движения (0,7—1 м/с2).
Дизель-поезда зарубежной и отечественной постройки также состоят из моторных и прицепных вагонов. В необходимых случаях, например, для увеличения провозной способности линии можно секционировать (объединять) их. Отечественные дизель-поезда составлены по схеме М+2П+М. Достаточно мощные дизели расположены в головной части вагонов. Конструкционная скорость таких поездов 120 км/ч. Даже на тяжелых типах профиля пути они могут следовать с высокими скоростями. Начальное ускорение четырехвагон-ного дизель-поезда составляет 0,542 м/с2.
Для обслуживания пригородного пассажиропотока, особенно при небольших его размерах, эффективно применение автомотрис. Четырехосная пассажирская автомотриса отечественной постройки AMI эксплуатируется на железных дорогах узкой колеи (750 мм). Число мест для сидения 37, мощность дизеля 88 кВт, сцепная масса Эти скорость движения 60 км/ч, длина 12,5 м. Другая пассажирская узкоколейная автомотриса АМ2 представляет собой поезд из трех вагонов типа ПВ40, из которых два головных моторные и средний прицепной. Число мест для сидения в моторном вагоне 34 и в прицепном 40, всего в поезде 108 мест, Мощность каждого двигателя 70 кВт. На участках
пути с небольшими подъемами автомотриса устойчиво выдерживает скорость до 40 км/ч.
Автомотриса API предназначена для перевозки пассажиров на линиях широкой колеи (1520 мм). У нее два дизеля мощностью по 176 кВт, длина 26,34 м, конструкционная скорость 100 км/ч, ускорение загруженной автомотрисы на прямом горизонтальном пути до скорости 25 км/ч — 0,45 м/с2.
Понятно, что автомотрисы можно объединять в многовагонные поезда, которые будут состоять только из моторных или из моторных и прицепных вагонов, что зависит от потребной провозной способности линии и необходимой скорости движения. Поезд, состоящий только из моторных вагонов, обладает высокой скоростью движения. Возможность объединения и разъединения автомотрис обеспечивает широкий диапазон их применения на неэлектрифицированных линиях. Необходимо отметить, что дизель-поезда и автомотрисы широко применяются на зарубежных железных дорогах не только в пригородном, но и в местном, дальнем и международном сообщениях.