Класс-ция пользователей по относит времени принятия инновации.
Классифик группа | Хар-ка | Уд вес |
Новаторы | Люди, склон к риску, готовы попробовать новинку | 2,5 |
Ранние последователи | Лидеры мнений в своей среде, воспринимающ нов идеи легко, но проявляющ осторожность | 13, 5 |
Раннее большинство | Осмотрительные люди, нуждающ в инф-ции | 34,0 |
Запоздалое большинство | Люди, настроен скептически. Следуют правилу большинства | 34,0 |
Отстающие | Приверженцы традиций, подозрительно относящ к переменам и сопротивляющ-ся им. | 16,0 |
Чем большая глубина знаний, тем более восприимчив индивид к инновации.
Процесс упр-ния инновац деят-тью в орг-ции м представить в виде след схемы:
Потребитель – планиров-е портфеля инновации – проведение НИОКР – продукт – выход на рынок – послепродажн обслуж-е – потребитель. Начальным этапом этого процесса явл отбор инновац идей и формир-е портфеля инноваций, ориентиров на конкр рын потребности.
Методы и приемы поиска инновац идей: 1. Активн поиск, 2. Пассивн поиск.
Акт поиск: 1. Анализ партнеров, 2. Предложение по лицензиям. 3. Предлож-е потр-лей/заказчиков, 4. Предл-я разработчиков, 5. Предлож-я рационализаторов, 6. Предлож-я изобретателей.
Пассивн поиск: импирич методы – опрос специалистов, потребителей, материалы выставок и ярмарок; системно-логич – морфологич анализ, функцион анализ; интиутивн метод.
Отбор инновац проектов связан с пост поиском альтернативн решений. Порфель м состоять из разнобр проектов (крупн, мелк, близк к равершению и начин-щиеся). При формир-и портфеля необх-мо решать, сколько проектов м одноврем упр-ся если сконцентрир внимание на неск проектах или распределить имеющ рес-сы на больш число проектов. Число инновац проектов м определить как инновац бюджет (бюджет на инновации)/сред нст-ть 1 проекта. Инновац процесс сост из неск этапов: 1. Фундамент исслед-я (сбор и системат-я инф-ции по соотв проблеме, о потребностях и тенденциях развития). Цель этого этапа – осознание потр-ти и возможности изм-ний, познание явлений окруж мира, открытие нов закономерностей его развития, генерирование перспект идей, их отбор и разработка, опр-е возмож-тей реал-ции. Он делится на теоретич и поисковый. В рез-те первого формир-ся нов научн подходы к проблеме и нов теории, в рез-те второго – нов принципы создания изделий и технологий. 2. Прикладн исследования. Они направлены на опр-е способов применения рез-тов предыдущ этапа и их уточнение. Они м б теоретич, эксперемент, связан с созданием модели. Здесь происходит разработка лабораторн технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов нов изделий, нестандартн оборуд-я, затем произв-ся спец расчеты для оценки и послед корректировки иссл-ний, второй отсев неперспективн идей. Конечн рез-т этого этапа – технич задание, рекомендация, образец. 3. Опытно-конструкторские разработки. Они направ-ны на созд-е нов образцов, прошедших испытание и пригодных для произв и коммерч исп-ния. Их стадиями явл: 1. Разработка заказчиком технич задания, опред-щего осн требования к изделию, т е принципы работы, конструкт особ-ти, габариты, вес. КПД, цену. 2. Формулировка предл-ний, содерж-щих технич и технико-эк обоснование целесообр-ти создания изделия. 3. Изготовление эскизн проекта, содерж-щего чертежи общ вида, принципиальн схемы, расчет осн эксплуатац пок-лей, кот позволяет решать вопросы о целесообр-ти дальн работы над изд-лием. 4. Подготовка на основе эскизн проекта общ вида конструкции в целом и всех узлов, наиб сложн деталей, пояснит записки с технико-эк обоснованием, расчет эксплуатацин инзержек, 5. Создание раб проекта, содерж полн описание конструкции объекта и вкл-щего всю документацию, необх для его изг-ния, монтажа и эксплуатации. 6. Изготовление, испытание, доводка опытного образца. 4. Освоение пр-ва нов изделия. Этот этап предполагает оценку рын перспектив, финанс возможностей, соотв-я стандартам, обеспеченности патент защиты, еще один отсев неперспективн вариантов, разработку и проектир-е технологич и организац процессов, подготовку произв мощностей сбытов сети, освоение выпуска нов техники, ее массов выпуск и сбыт, содейтсвие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распроср-е нововведения, тиражиров-е и многократн повторение на др объектах. Одновр-мо с произ-вом инновац процесс вкл потребление. Т о инновац процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реал-ции на коммерч основе.
Инновац процесс тесно связан с научн-технич прогрессом, кот признан в кач-ве важнейш фактора соц –эк развития во всем мире, но понятие НТР и НТП более шир чем инновац процесс, его исходн пунктом служит научн прогресс, состоящ из открытия нов закономерностей. Явлений и св-в окруж мира, овладение приемами и способами, его преобраз-я в интересах человека. Первонач-о он осущ-ся в форме накопления человеком эмпирич знаний о явлениях и св-вах природы, а затем в форме научн открытий революц хар-ра, меняющ основы одной отрасли науки или в целом картину миру, открывающ нов пути его понимания и преобразования, что способствует распрост-нию нов системы взглядов и ее более эффективн реал-ции с технике, технологиях, эк деят-ти.
1. Инновац проект: признаки, виды, отличия от инвестиционного.
2. Содерж-е и сущ-ность инвестиц проектов: класс-ция, этапы создания и реал-ции.
3. Эк оценка эф-ти инвестиц проектов
1) Многообр-е возм целей и задач научно-технолог развития предопределяет мн-во видов инновац проектов.
№ | Признак класс-ции | Вид инновац проектов |
Период реал-ции | Долгоср, среднеср, краткоср | |
Ур-нь решений | Президентские, регион, отраслев, проект орг-ции | |
Тип инновации | Проекты по разработке нов продукта или нов технологии, по созданию нов стр-ры упр-ния, по исп-нию нов источника сырья, по формир-ю нов сегмента рынка и тд. | |
Вид потребности | Проекты по формир-ю нов потребностей и по удовлетв-ю сущ-щих | |
Хар-р целей проекта | Конечн и промежут | |
Отрасль эк-ки и соц сферы | Пром-ть, строит-во, транспорт, с/х. торговля | |
Степени охвата этапов инновац процесса | Полн инновации проекты, вкл-щие НИР, ОКР, освоение новшества и его коммерциализацию; неполн инновац проекты инновац проекты, вкл-щие отдельно этапы инновац процесса |
Все реализ инновац проекты функционально объединяются в инновац программу (единую сеть проектов) по ф-циям стратегич планир-я, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения, срокам, исполнителям, ресурсам. Примерами крупнейш инновац программ явл 7 рамочных программ научных исследований и разработок ЕС.
Рамочные программы научн исследований и разработок, финансируем из бюджета ЕС
Программа и период ее реал-ции | Приоритеты направления программы | Объем финансир-я, млрд евро |
7-я рамочн программа 2007-2013 | Исследования и разработки в области информац и коммуникационных технологий и их исп-е в сферах здравоох-я, медицины, окруж среды, образ-я, промыш-ти | 54,2 |
Т. о. проект м рассматривать: 1. Как деят-ть, мероприятие, предполаг-щее осущ-е комплекса каких-либо действий, обеспеч-щее достиж-е опред целей. 2. Как систему технич, организ-правов и расчетно-фин док-тов, необх для осущ-я каких-либо действий.
Мы б рассм-ть при оценке 2-ой подход.
Любой проект развивается на пересеч-и разл сред: соц, технич, организац, деловой, политич. Изм-е в кажд из них м привести к изм-ю требований или целей проекта или требований к проектую кроме того, всешда сущ-ет так называем сопротивление инновациям, кот приходится преодолевать с помощью конфликтов. Часто инновац проект требует привлечения инвестиций и потому явл инвестицион.
Инвестиция – это долгосрочн вложение капитала в активы.
Инвестиц кодекс РБ: инвестиции – люб им-во, вкл ден ср-ва, ЦБ, оборуд-е, рез-ты интеллект деят-ти, принадлеж инвестору на праве собст-ти или ином вещном праве, и имущ права, вкладываем инвестором в объекты инвестицион деят-ти в целях получ-я прибыли(дохода) и(или) достиж-я иного значимого рез-та.
Класс-ция инвестиций:.
Признак ласс-ции | Формы инвестиций |
| Реал, фин, интеллект |
| Гос, частн, иностр, смешан |
| Долгосрочн, краткосрочн |
| Валов, чист |
Отличие инновац проекта от инвестиц: бол-во инвестиц проектов содржат в той или иной ст-ни инновац составляющую, поэтому разделение проектов на инвестиц и инновац достаточно условно. Проекты, кот обеспечивают разработку нов изделий или технологий и предполагают вложение в НМА в больш мере претендуют на их класс-цию как инновационных. Инновац проект отлич-ся от инвестиц следующим: 1. Более выс ст-нью неопред-ти параметров проекта, т е сроков достиж-я намеч целей, предстоящ затрат, буд доходов, кот уменьшает достоверность предварит фин-эк оценки и предполаг-ет исп-е на практике доп процедур оценки и отбора проектов; 2. Вовлеч-е в реал-цию проектов, уник рес-сов, т е специалистов выс квал-ции, лиц творч труда, материалов, приборов и тд; 3. Выс вер-ть получ-я в рамках проекта неожид, но представляющ самост коммерч ценность промеж или конечн рез-тов, что предъявляет доп требования способности быстр вхождения в нов сферы бизнеса, отрасли, технологии, тов рынки и тд. Начиная с сер 20 в кол-во реал-мых проектов и их сложность стали резко возрастать, при этом усиливается влияние факторов, привод к наруш-ю сроков проектов, перерасходу рес-сов, ошибкам планир-я и цен-ния, что приводит: 1. К ужесточению требований заказчика вследствие роста компетентности, 2. К услож-нию производим конечн продуктов, 3. усилению конкуренции из-за част смены технологии, 4. Услож-нию взаимосвязи проектов с внешн окружением, что увеличивает ст-нь риска.
2) Анализ инвест и инновац проектов исхоит из след предположений:
- В кач-ве баз периода (горизонта планир-я) при оценке ден потока принимается 1 год;
- Все влож-я в проект осущ-ся в конце года, предшествующ первому году реал-ции проекта;
- Поступление ден ср-в относится к концу баз периода.
Пок-ли, исп-мые для оценки эф-ти инвесц проектов м разделить на 2 группы: 1. Основан на дисконтирован оценках, 2. Основан на учетн оценках.
Пок-ли, основан на дисконтир оценках, учитывают фактор времени. К ним относ-ся:
- Чистая дисконтиров ст-ть (NPV) или чист дисконтирован доход (ЧДД);
- Индекс рент-ти инвестиций (PI) или инд-с рент-ти (ИР);
- Внутр норма прибыли (IRR)или внутр норма доходности (ВНД);
- Дисконтирован срок окупаем-ти инвестиций (DPP) или динамический срок окупаемости проекта.
Пок-ли, основан на учетн оценках, не учитывают фактор времени (+инфляции). К ним относ-ся:
- Срок окупаемости инвестиции (PP) или простой срок окупаемости проекта;
- Учетная норма прибыли (ARR)
При обосновании решений инвестиц хар-ра приоритет отдается критериям 1 группы, главн из которых считается чист привед ст-ть (NPV). Чист привед ст-ть – разность м/жу суммой чистых ден поступлений от инвестиции и ее величиной. Она расчит-ся по ф-ле:
Тетрадь!
Реал-ция инвестиц и инновац проектов имеет целью повышение эф-ти деят-ти предприятия и опр-ся разл методами в зав-ти от масштаба инвестиций. Осн явл методы, основан на: 1. расчете сроков окупаем-ти инвестиций, 2. Опре-и доходности инвестир капитала, 3. Сравнит эф-ти приведен затрат на пр-во продукции иреал-цию тов-в, 4. Расчете чист привед дохода за весь срок исп-я инвестиц проекта, 5. Расчете внутр нормы доходности.
1 метод, основан на расчете сроков окупаем-ти инвестиций:
Срок окуп-ти инвестиц проекта - это срок со дня начала финансир-я проекта до дня, когда разность м/ду накопл суммой чист прибыли с АО и объемом инвестиц затрат приобретает положит знач-е.
Для расчета исп-я пок-ль «чист ден поток», кот состоит из чист прибыли и АО, получ в процессе буд эксплуатации инвестиц проекта.
Период окупаемости (По) расч-ся по ф-ле: По=К/ЧДП, где К – кап влож-я (сумма инвестир ср-в), ЧДП-чист ден поток на период (мес, год). Реально срок окуп-ти проекта зависит от отраслев особенностей торгово-технологич процесса, а также от фондоотдачи на конкр предприятии, т е чем больше фондоемкость и ниже фондоотдача, тем выше срок окупаемости. При исп-нии этого метода отбир-ся проекты с наим сроками окуп-ти.