Судебная власть и правосудие

Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь

23 апреля 1992 г. Верховным Советом Республики Беларусь была одобрена Концепция судебно-правовой реформы, определяющая долгосрочную программу пре­образования и дальнейшего развития судебных и пра­воохранительных органов. Устанавливалось, что целя­ми судебно-правовой реформы являются следующие:

—создание правовой системы, способной обеспе­чить функционирование правового государства;

—утверждение самостоятельной и независимой су­дебной власти как основного гаранта прав и сво­бод граждан, действенности законов;

воплощение в законодательстве демократичес­ких принципов организации и деятельности пра­воохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекомендациям юри­дической науки.

Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов. Первый посвящен обоснованию причин проведения реформы. Во втором - восьмом разделах соответственно изложены перспективы развития и ре­формирования:

- судебной власти и судебной системы;

- предварительного расследования;

- прокурорского надзора;

- Министерства юстиции и его органов на местах; органов адвокатуры;

- органов внутренних дел и государственной безо­пасности;

- общественных формирований юристов.

Девятый раздел посвящен вопросам реформирова­ния законодательства. Десятый - этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы.

Большинство заложенных Концепцией идей претво­рено в жизнь. Часть - находится в процессе реализации. От некоторых отказались ввиду их несостоятельности. Многие положения Концепции пересмотрены и пере­осмыслены.

Современная позиция государства по поводу пра­вового совершенствования организации и деятельно­сти судов и правоохранительных органов изложена в Концепции совершенствования законодательства Рес­публики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205.

5. Правовые источники курса «Судоустройство»

Правовыми источниками курса «Судоустройство» яв­ляются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации и деятельно­сти судов и правоохранительных органов,

Правовые источники подразделяются на две основ­ные группы - национальные акты и международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.). Национальные правовые источники в свою очередь классифицируются по юри­дической силе и предмету регулирования.

По юридической силе источники подразделяются на следующие виды:

· Конституция Республики Беларусь. Основной ис­точник, в котором закреплены основополагаю­щие положения и принципы, касающиеся судов и правоохранительных органов;

· кодексы. Базовым кодексом учебной дисципли­ны «Судоустройство» является Кодекс Респуб­лики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2006 г.). В структурном плане кодекс состоит из шести разделов. Первый раз­дел посвящен основам, задачам и принципам деятельности судебной системы. Второй - поряд­ку формирования и компетенции судов. Третий раздел освещает вопросы, связанные со стату­сом судей и народных заседателей. Четвертый раздел регламентирует организацию и деятельность органов судейского сообщества. Пятый раздел ре­гулирует вопросы обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества. Шестой раздел указывает на заключительные положения. К пра­вовым источникам курса также относятся Уго­ловно-процессуальный кодекс Республики Бе­ларусь от 16.07.1999 г., Гражданский процессу­альный кодекс от 11.01.1999 г., Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 г. и др.;

· законы. К правовым источникам курса «Судоус­тройство» относятся Законы от 8мая 2007 г.. «О прокуратуре Республики Беларусь», от 26 фев­раля 1991 г. «О милиции», от 3 декабря 1997 г. «Об органах государственной безопасности Рес­публики Беларусь», от 15 июня 1993 г. «Об адвока­туре», от 13 декабря 1999 г. «О государственной за­щите судей, должностных лиц правоохранитель­ных и контролирующих органов», от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» и др.;

· декреты и указы Президента Республики Бела­русь. В качестве примеров можно указать на Дек­рет Президента от 3 мая 1997 г. № 12 «О некото­рых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Бела­русь», на Указ от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию сис­темы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь» и др.;

· постановления Совета Министров Республики Беларусь. Так, Постановлением Совета Минист­ров от 31 октября 2001 г. № 1605 было утверждено Положение о Министерстве юстиции Республи­ки Беларусь, Постановлением Совета Минист­ров от 6 февраля 2007 г. № 150 утверждена Инст­рукция о порядке формирования и организации работы с резервом кадров судей общих и хозяй­ственных судов Республики Беларусь и др.;

· нормативные правовые акты судов и правоохра­нительных органов (в том числе Заключения Кон­ституционного Суда, Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйст­венного Суда). К примеру, приказом Министерст­ва юстиции от 18 октября 2001 г. № 311 была ут­верждена Инструкция по делопроизводству в рай­онном (городском) суде Республики Беларусь.

В зависимости от регулирования того или иного на­правления (функции) правоохранительной деятельно­сти, выделяют следующие группы правовых источни­ков курса:

· правовые источники общего характера (относятся акты, содержащие правовые предписания, ка­сающиеся организации и деятельности каждого правоохранительного органа и суда, - Консти­туция Республики Беларусь, международно-пра­вовые акты);

· правовые источники о судебной власти, право­судии и судах;

· правовые источники об организационном и ма­териально-техническом обеспечении деятельно­сти судов и управлении в области юстиции;

· правовые источники о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

· правовые источники об организации выявления и расследования преступлений;

· правовые источники об организации охраны об­щественного порядка и обеспечения государст­венной безопасности;

· правовые источники об организации оказания юридической помощи и юридических услуг.

1. Понятие судебной власти.

2. Свойства (признаки) судебной власти.

3. Символы судебной власти.

4. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и ис­полнительной властями, с политическими партиями и об­щественными объединениями, преследующими политические цели.

5. Понятие и отличительные признаки правосудия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: