Наблюдение и восприятие другого человека содержит информацию и о нас самих.
Особенности восприятия человека человеком.
Приоритетные каналы восприятия.
Существует три канала поступления информации в сознание человека:
1) визуальный (комплекс зрительных образов)
2) аудиальный (комплекс звуков)
3) кинестетический (комплекс ощущений: вкусовых, осязательных, обонятельных, ощущений тела)
Каждый человек при принятии информации использует три канала, но есть приоритетный, через который прежде всего воспринимаем, думаем, вспоминаем.
Распознавание типа модальности собеседника по основные показателям
Показатель | Тип модальности | ||
Визуал | Аудиал | Кинестетик | |
Предикаты | Вижу, представьте, посмотрите, в перспективе, в фокусе, ясный, мне кажется, неужели вы не видите? | Я вам говорю, послушайте, как говорится, логично, тихо, громко, звучит | Легко, тяжело, я чувствую, приятно, удобно, вкусно, у меня всё похолодело |
Тональность голоса | высокая | средняя | низкая |
Темп речи | Торопливый, аритмичный | Ровный, размеренный | Замедленный, певучий |
Жесты рук | На уровне лица | На уровне пояса, локти прижаты к бокам | Могут отсутствовать или на уровне бёдер |
Направление движения глаз | Вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой | Направо, налево, вниз направо | Вниз прямо, вниз влево |
Для того, чтобы было легче говорить на зыке собеседника, полезно поработать над развитием понимания каналов восприятия.
Восприятие человека субъективно. Причины для этого разные:
1) разные возможности восприятия (зрение, слух), разные каналы восприятия
2) влияние стереотипов и предыдущего опыта, которые позволяют заметить то, на что порой не обращают внимание другие
3) установка (предварительная информация о человек)
4) ваше состояние в момент общения с партнёром (раздражение, усталость, радостное возбуждение и т.д.)
5) пристрастное отношение к партнёру
6) усвоенные в детстве и юности этических, эстетических и социокультурных норм
7) представление о себе
Советы деловому человеку:
- Развивать наблюдательность, обращать внимание на все особенности внешнего облика и психологического склада человека.
- Стремиться получить полную информацию о человеке (чтобы не домысливать)
- Давать по возможности полную информацию о себе (чтобы не было слухов)
- Говорить с партнёром на его языке (учитывать канал восприятия)
- Беседовать с сотрудниками и партнёрами в удобном месте, в спокойной обстановке и в спокойном состоянии
- Не поддаваться влиянию предварительной информации о партнёре
- Пояснять свои действия. Говорить о своих ожиданиях (чтобы не было разочарований и претензий)
- Не считать своё представление о нормах поведения единственно возможным
- Делать для других не то, что ты считаешь нужным, а то, чего бы они хотели, чтобы ты делал для них.
- Быть таким, каким хочешь, чтобы тебя видели
Механизмы восприятия и понимания партнёра –