В Российской Федерации в настоящее время осуществляется внедрение системы международных стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации ИСО. Стандарты ИСО, внедряемые в РФ, включают:
· ИСО 9000 "Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения";
· ИСО 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже (установке) и обслуживании";
· ИСО 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)";
· ИСО 9003 "Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции";
· ИСО 9004. "Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления".
Международные стандарты ИСО содержат модели систем обеспечения качества на всех этапах создания продукции. Внедрение стандартов серии ИСО осуществляется в последовательности, отражающей наличие объективных условий к их применению. Концепция, заложенная в этих стандартах, предполагает, что предприятие постоянно стремится к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка. Неразвитость рынка в России, монополизм, отсутствие достаточной конкуренции приводят к тому, что международные стандарты качества остаются невостребованными.
|
|
Вместе с тем, в условиях усиления интеграции в мировом хозяйстве и сопровождающей их усиливающейся конкуренции выход на мировой рынок с промышленной продукцией - это не вопрос престижа, а вопрос выживания национальной экономики. Прорыв на мировой рынок означает качественный скачок в развитии экономики страны. Для его обеспечения необходимо найти приоритеты своего развития и сосредоточить на них свои усилия.
Южная Корея в свое время разработала стратегию технологического прорыва на мировой рынок, в основе которой были 5 направлений развития науки и техники. Сегодня Южная Корея - десятая страна в мире по объему экспорта.
Базовыми принципами прорыва страны и ее товаропроизводителей на мировой рынок являются следующие:
· работа, направленная на прорыв в качестве продукции, должна являться составной частью стратегии предприятия;
· в качестве целевых ориентиров должны быть принципиально новые изделия и технологии;
· необходима постоянная проработка рынка с целью оценки возможных стратегических решений;
· должны обеспечиваться партнерские взаимоотношения с поставщиками сырья, металлов, комплектующих изделий;
· процесс обучения и повышения квалификации работников предприятий, особенно руководителей, должен быть непрерывным;
|
|
· на предприятиях следует культивировать уважение личности каждого работника, доверие к нему и доведение до него максимума информации о деятельности предприятия;
· все, работающие на предприятии, должны быть вовлечены в "стратегию прорыва";
· должны быть сформированы условия, обеспечивающие приверженность работников предприятия стратегии прорыва;
· должна применяться эффективная мотивирующая организация труда;
· повышение культурного уровня работников предприятия;
· стратегическая гибкость в работе;
· потребности работников должны стоять на первом месте среди всех приоритетов предприятия;
· предприятие должно располагать достаточными финансовыми ресурсами.
Прорыв на мировой уровень в условиях России возможен в некоторых отраслях военного производства, где накоплен значительный научно-технический и производственный потенциал. Так, по данным американских источников, из 12 важнейших военных технологий в 3-х Россия превосходит США, а еще в 4-х находится на одном уровне. В перспективе возможен прорыв также в области нефтедобычи и нефтепереработке, газодобыче и газопереработке, в химической промышленности, горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, отдельных отраслях машиностроительного комплекса. Но прорыв на мировой рынок возможен лишь в случае успеха действительно радикальных экономических реформ, открывающих путь рыночным отношениям с их мощными стимулами повышения эффективности производства.