Принципы разграничения налогообложения

Термин «резидент» означает любое лицо, которое по законам государства-резиденции подлежит налогообложению в нем на основании местожительства, постоянного местонахождения, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия. При возникновении в международной практике спорных вопросов разработаны критерии для разрешения двойной резиденции для физических и юридических лиц и установлены точные правила по определению той страны, в которой к ним будет применяться налоговый режим. Такой перечень критериев (признаков) формирует налоговый домициль плательщика.

Налоговый домициль – совокупность определенных признаков, необходимых для признания физического или юридического лица плательщиком налогов.

Каждое государство в пределах национальных границ обладает полным и безраздельным правом установления и применения любых законов и норм, регламентирующих поведение граждан и организаций. При разработке механизма налогового регулирования в международной практике обычно используются два подхода:

Первый подход основан на принципе резиденства налогоплательщиков. Данный принцип предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а нерезиенты – только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

Принцип территориальности, наоборот, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлекаемые на ее территории, соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.

Первый принцип, таким образом, принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй – основывается исключительно на национальной принадлежности источника дохода.

Любой из этих критериев при условии его единообразного применения во всех странах исключал бы всякую возможность международного двойного налогообложения. Однако вопрос о применении либо принципа резиденства либо принципа территориальности страны исходят из национальных интересов. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности капиталов, помещенных за рубежом, желательно разграничение налоговых юрисдикций в международном масштабе на основе принципа резиденства. Для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает отстаивание критерия территориальности. Поэтому промышленно развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резиденства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.

Нередко в национальных налоговых законодательствах применяется смешанный принцип резидентства, включающий как налогообложение доходов по территориальному признаку, так и налогообложение граждан и юридических лиц по определенным признакам, относящимся к резидентам данного государства с целью налогообложения. Например, США, Великобритания, Германия и другие страны берут за основу критерий резиденства, который дополняется системой обложения «у источника» (т.е. критерий территориальности). В тоже время некоторые развивающиеся страны (в основном страны Латинской Америки) применяют принцип территориальности. Принцип территориальности (в отношении юридических лиц) применяется в налоговой практике таких стран как Франция, Швейцария и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: