КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине "Демография"
В этой теме рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие демографии.
2. Объект и предмет демографии.
3. Цель и задачи демографии.
4. Система показателей демографии.
Слово "демография" образовано от греческих слов: "демос" – народ и
"графо" – писать, т.е. буквально демография – это народоописание.
Рождение демографии как науки связывают с появлением в 1662 г. в Лондоне книги "Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона". Д. Граунт был капитаном, купцом, учёным-самоучкой. Бюллетени о смертности в то время в Лондоне печатались еженедельно. По ним лондонцы определяли, что им делать в ближайшее время. При увеличении числа смертей (от чумы, холеры, тифа) горожане прекращали участвовать в торговле, покидали город. Д. Граунд показал влияние уровней смертности на изменение жизни города, т.е. в его книге впервые был сделан демографический анализ. Но определение демографии как науки впервые было сформулировано только лишь в 19 веке. Французский учёный (математик, естествоиспытатель) Аший Гийяр определил демографию как науку о "естественной и социальной истории человеческого рода".
Современное определение: демография – это наука о воспроизводстве населения и закономерностях его формирования.
Демография связана с такими науками как история, география, статистика, социология, экономическая теория и другими науками.
На стыке демографии со статистикой образовалась демографическая статистика. Аналогично появляются и развиваются такие научные направления как историческая демография, экономическая демография, социальная демография, этническая демография, география населения, медицинская демография. Демографические знания активно используются в бизнесе, и, таким образом, развивается ещё одно направление демографии – демографика (демографикс).
Данные демографических исследований используются при решении государственных проблем в области социальной политики. Невозможно не учитывать демографические изменения, происходящие в стране, в области экономической политики государства.
Объект исследования демографии – население.
Население (народонаселение) – сообщество людей, проживающее на данной территории.
Это сообщество людей рассматривается как статистическая совокупность, единицей которого является человек со всеми своими признаками (пол, возраст и т. д.).
Предмет изучения демографии – воспроизводство населения и его групп.
Воспроизводство населения – процесс возобновления численности и состава населения во времени в результате его естественного и механического движения.
Цель демографии – раскрытие закономерностей воспроизводства населения и его групп под влиянием социально-экономических и других причин.
В демографических исследованиях используются различные методы:
- общетеоретические (индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и другие);
- методы других наук, в т.ч. статистики (метод статистического наблюдения, индексный метод и другие);
- собственно методы демографии (метод демографических таблиц, метод "демографической пирамиды" и другие).
Перед демографией стоят следующие задачи:
1. Разработка методов для изучения взаимосвязей демографических явлений и процессов; моделирование и прогнозирование уровней смертности, брачности, рождаемости.
2. Изучение этнических особенностей воспроизводства населения (бытового уклада, традиций, влияющих на уровень рождаемости, смертности и продолжительности жизни).
3. Изучение экономических факторов, влияющих на темпы роста населения.
4. Изучение социологических и психологических факторов, влияющих на поведение людей и приводящих к изменению демографической ситуации в стране.
В демографической статистике используется система показателей, включающаяся в себя абсолютные, относительные и средние показатели, как общего, так и частного характера. При этом в зависимости от целей и задач демографического исследования изучаемое явление может рассматриваться в динамике или в статике.