Субъекты энергетического рынка переходного периода

Цели и задачи реформирования

ТЕМА 1. ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ

Тексты лекций

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЕМ

Н.А.Пономарева

Для ТЭС

К 2008 г. закончен важнейший этап реформирования электроэнергетики России. Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли являлись:

▪ повышение эффективности предприятий электроэнергетики;

▪ создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

При этом основными задачами реформы были следующие:

▪ разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;

▪ создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;

▪ обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;

▪ эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.

РАО "ЕЭС России" стремилось к достижению указанных целей реформирования, с учетом:

▪ обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей энергии в кратко- и долгосрочной перспективе;

▪ обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов (потребителей продукции и услуг, сотрудников компании).

Реформирование отрасли было задано нормативными актами и являлось обязательным для РАО "ЕЭС России".

Предполагалось, что к 2008 году будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому году должны были проведены основные преобразования (выделение компаний из РАО "ЕЭС России"), включая обеспечение прямого участия акционеров РАО "ЕЭС России" в выделенных компаниях. К 2008 году должна быть обеспечена независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения доли государственного владения.

Как известно, с 1 июля 2008 г. РАО "ЕЭС России" перестал существовать.

В итоге реструктуризации холдинга РАО "ЕЭС России" и других предприятий отрасли сложились следующие субъекты и структура собственности.

Основные субъекты отрасли:

· инфраструктурные организации;

· генерирующие компании;

· сбытовые компании;

· ремонтные компании;

· научно-проектный комплекс.

К инфраструктурным организациям отнесены: Федеральная сетевая компания, Системный оператор, администатор торговой сети, Межрегиональ-ные распределительные сетевые компании.

ФСК – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС). Она обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. Созданная в 2002 году как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России», к 2008 году ФСК (как организация по управлению ЕНЭС) стала самостоятельной компанией, выделенной из РАО «ЕЭС России», владеющей активами магистральных сетей.

После выделения ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС России» в соответствии с законом «Об электроэнергетике» увеличена доля государства в ОАО «ФСК ЕЭС» до 75% плюс одна голосующая акция (в частности, это делалось за счет продажи или обмена доли государства в генерирующих компаниях).

Основные доходы ОАО «ФСК ЕЭС» формируются за счет тарифа на передачу электроэнергии по магистральным сетям. Перспективная деятельность ОАО «ФСК ЕЭС» (строительство новых сетей, долгосрочные и сложные проекты) может финансироваться за счет заемного капитала.

Ключевой фактор экономического успеха ОАО «ФСК ЕЭС» - формиро-вание прозрачной системы регулирования и тарифообразования. Ввиду естественного монополизма сферы передачи электроэнергии тарифы на улуги ФСК по передаче электроэнергии подлежат обязательному государственному регулированию.

Создание крупной компании ФСК должно обеспечить оптимальную ликвидность и способность привлекать заемные средства, что будет приводить к снижению стоимости капитала и, как следствие, сдерживанию роста тарифов.

Системный оператор (СО)осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления команд.

Созданное как 100%-ное дочернее общество ОАО РАО «ЕЭС России» ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» стало самостоятельной компанией, владеющей активами ЦДУ, ОДУ, а также РДУ, находящимися ранее в собственности АО-энерго. Производился обмен акций генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции системного оператора.

Поскольку диспетчеризация — монопольный вид бизнеса, стоимость услуг системного опера­тора регулируется государством и включается в тариф.

Администратор торговой сети оптового рынка (АТС) создан для обеспечения равных условий всем участникам оптового рынка, соблюдения правил оптово­го рынка, защиты интересов потребителей, организации купли-продажи энергии и мощности на оптовом рынке. АТС создан на правах некоммерческого партнерства.

В отличие от Системного оператора, осуществляющего технологическое управление Единой Энергосистемой России, Администратор торговой сети решает коммерческие задачи, организует торги электроэнергии и мощности на оптовом рынке, организует досудебные разбира­тельства между участниками оптового рынка.

Непротиворечивость решений, принимаемых Системным оператором и АТС, достигается со­гласованием решения о покупке и/или продаже энергии и мощности с Системным оператором, оценивающим выполнимость сделки с технических позиций (достаточности пропускной способ­ности и недопустимости перегрузки ЛЭП, обеспечения надежной, безаварийной работы ЛЭП, электростанций, трансформаторных подстанций).

Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК)

Созданные в ходе реструктуризации АО-энерго распределительные сетевые компании на этапе их межрегиональной интеграции объединены в несколько холдинговых компаний по ОЭС, имеющих достаточную величину активов и рыночную капитализацию.

Реформирование АО-энерго предусматривало разделение сфер бизнеса и создание распредели­тельных сетевых компаний (РСК), в собственность которых передаются сетевые объекты АО-энерго (ЛЭП, кабельные сети, подстанции).

Распределительная сетевая компания — это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не от­носящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Так, распределительная сетевая компания ОАО «Ростовэнерго» вначале входила в состав МРСК Центра и Юга, после разукрупнения – является филиалом МРСК Юга.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям региональных сетевых компаний подлежат государст­венному регулированию региональной службой тарифов (РСТ).

Для всех потребителей и генерирующих компаний должен быть обеспечен недискриминационный доступ к сетям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: