Тема 3. Основные направления психологии

План:

1.Оформление психологии как самостоятельной науки.

2. Бихевиоризм.

3. Гештальтпсихология.

4. Психоанализ.

5. Когнитивная психология.

6. Гуманистическая психология.

7. Отечественная психология

Оформление психологии как самостоятельной науки. Вундт в конце 19 в. стал основателем первой психологической лаборатории. Главный метод – интроспекция (самонаблюдение человека, изучение сознанием самого себя). Было выявлено, что сознание по своей природе ритмично, был изучен объем сознания. Так человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более крупные единицы. Например, понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, и есть организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл актами апперцепции.

Задачей психологии как естественной науки посчитали нахождение простейших элементов сознания и законы их соединения. В качестве таких элементов сознания вступили ощущения или отдельные впечатления. Предметом изучения стал непосредственный опыт (ощущения, время реакции, ассоциации, психофизика). Были выявлены св-ва ощущений: качество, интенсивность, длительность и пространственная протяженность. Помимо ощущений элементами сознания являются чувства (удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка). Внутренние переживания состоят из перечисленных элементов (радость – удовольствие и возбуждение, удивление – удовольствие и напряжение, страх – неудовольствие и напряжение).

Поскольку мышление, умственные действия не поддавались изучению с помощью самонаблюдения, Вундт стал утверждать, что они должны изучаться по памятникам культуры – языку, мифу, искусству.

Субъективный метод не дал искомых результатов (не удалось собрать состояния сознания из простых элементов). Работа Вундта заложила основы экспериментальной психологии, описала многие важные св-ва и феномены сознания и поставила многие важные проблемы

Структурализм. Взгляды Вундта на предмет психологии разделял Титченер. Вслед за Вундтом считал, что психология призвана заниматься поисками первичных фактов сознания (строительный материал непосредственного опыта) и его структур. Сознание – мозаика ощущений. также исследовал чистое содержание сознания методом интроспекции.

Ему противостоял функционализм. У. Джемс (США, конец 19в.). Отвергали анализ внутреннего опыта и его структур. Предметом считались психические функции, а не элементы. Психические функции понимались как внутренние операции, производимые организмом с целью удовлетворения потребностей в приспособлении к среде. Психическое служит достижению практически полезных целей человека. Сознание – приспособительный механизм между организмом и средой. Внутренний опыт ч-ка – не цепочка элементов, а поток сознания. Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным м.б. только объект внимания, а не впечатление о нем. Джемс создал концепцию эмоций (Вместе с К. Ланге), согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, а вызванные ими эмоциональные состояния вторичны. “Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого”.

Сеченов. В своей работе “Рефлексы головного мозга” заменил модель рефлекторной дуги моделью рефлекторного кольца, обосновал роль центрального торможения (способность ГМ задерживать рефлексы). Торможение рассматривал как нервный механизм воли и мышления. Волевой ч-к м. противостоять неприемлемым для него влечениям, подавлять их. Благодаря торможению. Мышца не только орган движения, но и орган познания. Так, в построении зрительного образа важную роль играют как бы бегающие по предметам непрерывно работающие мышцы глаз. Деятельность восприятия, памяти, мышления вслед за получением информации со стороны внешней среды и ее переработкой в ГМ обязательно включат в себя ответную работу двигательного аппарата. Учение Сеченова послужило основой для развития двух направлений: бихевиоризма и рефлексологии (Павлов и Бехтерев).

К началу 20 в. психология находилась в состоянии кризиса: данные, полученные интроспективной психологией, входили в противоречие с данными точных, естественных наук, не поддавались статистической проверке, не имели практического приложения, не могли объяснить связь психических явлений с физиологией и поведением человека.

Возникла необходимость объективного изучения психических явлений, необходимость связи с естественными науками. Благодаря попыткам решить возникшие проблемы появилось и оформилось в психологии три главных направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: