Рис. 4.30.
Рис. 4.29.
Рис. 4.28.
Рис. 4.27.
Рис. 4.26.
Рис. 4.25.
Рис. 4.24.
Типовая структурная схема нелинейных систем.
Рис. 4.23.
Рис. 4.22.
Рис. 4.21.
Рис. 4.20.
Рис. 4.19.
(4.5)
2. Параллельное соединение двух нелинейных звеньев.
(4.6)
Нелинейный элемент с обратной связью
(4.7)
Если нелинейная система содержит статический нелинейный элемент, то для таких систем возможны следующие структурные преобразования:
3. Перенос узла с входа на выход нелинейного элемента
4. Перенос узла с выхода на вход нелинейного элемента
Наиболее распространенная структурная схема нелинейной системы имеет вид:
где НЭ - нелинейный элемент;
ЛЧ – линейная часть
Рассмотрим уравнения этой системы, связывающее входной (r) и выходной (y) сигналы.
(4.8)
Уравнение, связывающее входной и выходной сигнал нелинейного элемента (x и yН) имеет вид:
(4.9)
ПРИМЕР
Пусть дана следующая нелинейная система:
Необходимо ее преобразовать к типовому виду (Рис. 4.24). Для этого осуществляется перенос первого сумматора на выход звена
Затем объединяются две ветви обратной связи
Далее система приводится к единичной обратной связи
Полученная нелинейная система отличается от типовой двумя дополнительными линейными звеньями: на входе и выходе системы. Линейное звено можно исключить из системы, заменив входной сигнал по формуле:
(4.10)
А зная сигнал , можно получить выходной сигнал системы по выражению:
(4.11)
Таким образом, для анализа свойств нелинейной системы можно ограничиться рассмотрением типовой схемы нелинейной системы (Рис. 4.24).
ПРИМЕР
Вывести уравнение, связывающее входной и выходной сигнал нелинейного элемента (x и yН)
Где , а нелинейный элемент – реле, имеющий статическую характеристику :
(4.12)
(4.13)
Если входной сигнал – единичное ступенчатое воздействие, то (4.13) принимает вид
(4.14)
При анализе нелинейных систем обычно решают следующие задачи:
· Решение задачи устойчивости нелинейных систем, которая сводится к определению: устойчивости в целом (или абсолютной устойчивости); устойчивости в малом и устойчивости в большом.
· Определение возможности возникновения автоколебания: определение параметров системы, при которых они возникают; определение параметров автоколебаний (амплитуды, частоты).
Как отмечалось выше, что режим автоколебаний является наиболее неблагоприятным, поэтому задача определения возможности автоколебаний в нелинейных системах является первоочередной.