Лекция 2. Технология воспитания

Принципы воспитания

Критерии эффективности ПВ

1. Достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности м\д знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Уровень воспитанности может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него.

2..Многообразие видов деятельности учащихся.

3. Уровень сплоченности коллектива и наличие самоуправления.

4. Отсутствие правонарушений.

Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

Обязательность Комплексность Равнозначность.

Принципы воспитания в воспитательной системе И.П. Подласого.

1. Общественная направленность воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем.

3. Опора на положительное.

4. Гуманизация воспитания.

5. Единство воспитательных воздействий.

6. Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному, самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического взаимодействия.

(Примеры ЛП и отличие его от индивидуального подхода)

Личностный подход в воспитании требует, чтобы воспитатель:

· постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности своих воспитанников;

· постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

· своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цепи;

· максимально опирался на собственную активность личности;

· сочетал воспитание с самовоспитанием личности;

· развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников.

Принципы гуманистической педагогики А.А. Леонтьева.

1. Социальной активности.

2. Социального творчества.

3. Взаимодействия личности и коллектива.

4. Развивающего воспитания.

5. Мотивированности.

6. Проблемности.

7. Индивидуализации.

8. Целостного воспитательного процесса.

9. Единства образовательной среды.

10. Опоры на ведущую деятельность.

Технология воспитания - совокупность форм, методов, приемов и средств в процессе воспитания, а также техническое оснащение этого процесса.

Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

А.С.Макаренко называл методы воспитания «инструментом прикосновения к личности».

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1.Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример].

2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации].

3.Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание. субъективно-прагматический).

Факторами, определяющими выбор методов воспитания, являются:

- цели, задачи и содержание воспитания возрастные особенности воспитанников,

- уровень сформированности коллектива

- индивидуальные и личностные особенности воспитанников

- условия воспитания

- средства воспитания

- уровень педагогической квалификации

- время воспитания и ожидаемые последствия.

Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода.

Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой в зависимости от педагогической ситуации и могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Формы воспитания – внешнее выражение процесса в.

Классификация ФВ:

По времени проведения:

- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки: экспромтные, с предварительной работой

По видам деятельности - учебные, трудовые, игровые, спортивные, художественные; интеллектуальные.

По направлениям воспитания – нравственно-этические, экологические, экономические, трудовые, спортивно-оздоровительные, эстетические и т.д.

По способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации:

- организаторами детей выступают педагоги, родители и др. взрос­лые;

- деятельность организуется на основе сотрудничества;

- инициатива и ее реализация принадлежат детям.

По результату:

- результатом является информационный обмен;

- результатом является выработка общего решения (мнения);

- результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников:

- индивидуальные (воспитатель-воспитанник);

- групповые (воспитатель-группа детей);

- массовые (воспитатель - несколько групп, классов).

По методике воспитательного воздействия – словесные, практические, наглядные.

Выбор форм воспитания зависит от:

1. индивидуальных особенностей коллектива,

2. возрастных и личностных особенностей,

3. от мастерства учителя,

4. от условий и возможностей.

Средства воспитания - целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

1. Воздействие на воспитанников должно осуществляться по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение

2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп непременное условие комплексного подхода.

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния.

Главные факторы процесса воспитания:

а) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

б) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

в) средства массовой информации и пропаганды,

г) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

д) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

е) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспит. системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Но до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каж­дый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще далеко. Сегодня говорят только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: