Тема лекции 1. Культурология как наука и ее место в системе гуманитарных и точных наук

Раздел 1. Теоретический базис науки.

Лекции

Основное содержание курса.

Культура как предмет изучения культурологии: многообразие трактовок термина «культура», культура материальная и духовная. Структура и состав современного культурологического знания. Полидисциплинарный характер культурологического знания: культурология не просто использует факты из других наук, она придает им антропоцентрический характер; текстами культуры, попадающими в поле зрения культурологов, являются произведения искусства, памятники материальной культуры, философские труды, открытия в области точных наук. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Эвристический характер культурологического знания. Основные методы культурологических исследований: культурно-исторический, семиотический, герменевтический, сравнительно-исторический.

Тема 2. Терминологический аппарат науки. Основные понятиякультурологии: культура и цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация, инкультурация, социализация, ментальность, картина мира.

Термин «культурология» употребляется с начала Х1Х века, в ХХ веке ввел его в научный обиход крупный американский антрополог Лесли Уайт, по его мнению, только этот термин выражает отношение между человеком и культурной традицией. Предметом изучения в культурологии являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей (А.Я. Флиер). Культурология – наука, представляющая «историю видения мира», историю ментальностей; культурология вскрывает и рассматривает знаковую природу духовной и материальной культуры, изменяющуюся от эпохи к эпохе (А.А. Асоян) (см. задание 1, Материалы к лекции).

Сегодня много определений дается термину культурология, ведутся научные споры о самостоятельности и необходимости такой науки, о ее востребованности обществом. Полагают, что у культурологии нет своего предмета исследования, она заимствует его у искусствоведения, истории, истории искусства и литературы. Отчасти разнообразие определений, разница толкований Флиера и Асояна определяется самим научным полем культурологии, оно обширно. С одной стороны, предполагается, что культурология изучает общие, объективные закономерности мировых культурных процессов (и почти смыкается с такой наукой, как философия культуры), с другой стороны, что она обращена к уникальным тестам культуры. Этот парадокс объясняется структурой научного знания в культурологии: в ней выделяются следующие разделы: теоретическая (фундаментальная), гуманитарная или историческая, прикладная культурология.

1). Теоретическая культурология – это область, где соединены философия и теория культуры, исследуются наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, здесь уточняется смысловое содержание терминов, складывается терминологический аппарат науки, определяется научная методология (совокупность путей анализа художественных произведений).

Разделами (или даже отдельными дисциплинами) теоретической культурологии являются теория культуры, (иногда сюда же включают философию культуры), антропология, социальная культурология, психология культуры (в ней изучаются психические реакции субъекта на культурные процессы, нормы и стереотипы).

При знакомстве с такой дисциплиной, как «Теория культуры» проблемами изучения становятся:

Функции культуры: социальная интеграция, познание мира и формирования личностного мировоззрения, социокультурная организация, социокультурная адаптация, коммуникация, консолидация и самоидентификация людей в коллективе;

Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая, духовная и материальная. Внутри этой темы уточняется, что этнос – это сообщество людей, складывающееся по этнотерриториальному, этнополитическому признаку, культурология изучает их традиционный уклад, ценности их культуры (на этом основании выделяют особую западно-сибирскую этническую общность).

Культурные процессы (или тема может быть сформулирована как «Динамика культуры»):

Культурогенез – порождение новых форм культуры и их интеграция в существующие культурные системы.

Социокультурный прогресс – процесс эволюции культуры: усложнение социокультурной системы, ее дифференциация, специализация, например: марксизм о прогрессе и саморазвитии производственных сил, смены форм производственных отношений, повлекших за собой научно-техническую и культурную революцию, когда родилась, к примеру, дотоле несуществовавшая культура пролетариата.

Социокультурная деструкция – разрушение существующих культурных форм.

В лоне таких дисциплин, как социальная культурология и теоретическая культурология изучаются социокультурные процессы:

Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

Инкультурация – процесс включения индивида в культурное пространство, усвоение ими культурного опыта.

Социализация – процесс включения индивида в общественную структуру.

Терминологический аппарат культурологии как науки:

Культура – возделанная среда обитания людей, совокупность искусственных порядков, обычаев, созданных людьми, в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, приобретенных знаний (А.Я. Флиер).

Цивилизация – (дословно – гражданское общество). Межэтнические, межнациональные культурно-исторические общности людей, которые формируются на основе единства исторических судеб народов, их государственно–правовой жизни, формах хозяйственного уклада.

Семиотика – наука о знаковом характере культуре, где каждый элемент наделен значением, которое раскрывается через родственный ему культурный контекст.

Антропоцентризм - человек в центре изучения науки, его ценности, представления о мире.

Ментальность – труднофиксируемый принцип отношения индивида или коллектива к миру, общая духовная настроенность группы или индивида, менталитет – это некие стереотипы мнений и поведений, обусловленные экономическими, социально-политическими причинами, сформированные под воздействием религии, сложившиеся в уникальных природно-климатических условиях.

Артефакт – интерпретативное воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, индивидуальном сообщении (пример, вы изучали структуру православного собора и артефакт – его конкретное воплощение в Никольском или успенском соборе города Омска).

Картина мира – парадигма представлений, сложившихся в определенную культурно-историческую эпоху и демонстрирующая осмысление человеком эпохи времени-пространства, устройство социума и метафизических сфер, представляющая эстетические суждения, свойственные данной эпохе. Традиционно в картине мира выделяются аспекты: пространственно-временной аспект, метафизический, социодуховный и эстетический.

2). Историческая культурология. Ее подходы сложились благодаря французской школе «Анналы», это историческая школа, именно ученые-историки заявили о том, что пора перейти от абстрактного изучения эпох к изучению наполненной человеческими голосами и судьбами истории мира. Социально-исторические, социально-экономические абстракции выхолащивали живой дух исторического процесса, фактомания нивелировала уникальные лица эпох, и ученые поставили перед собой цель – вернуть истории антропоморфный характер, поставить человека в центр исследований (см. сборник трудов исторической школы в издании – Одиссей. Человек в истории. М., 1991).

В ХХ веке появившиеся работы Ле Гоффа, Дюби заинтересовали А.Я. Гуревича, Г. Гачева, а состоявшаяся Международная конференция в период хрущевской оттепели, открыла перспективы исследований. Ныне сложилось следующее понимание целей, задач и аспектов исторической культурологии. Культурология, имея объектом исследования историю человечества, делает акцент не на фактах и простой хронологии событий («что за чем случилось»), а на истории человечества, его ценностных ориентациях. Единство человека и системы формирующих его и формируемых им ценностей есть картина мира. В ней сущее дано как представление, раскрывающее отношение человека к миру и понимание человеком бытия; в этой картине мира каждый знак окружающей действительности наделен смысловой перспективой и носит образный характер.

Культурологии предстоит понимание знаковой природы духовной и материальной культуры, исследование которых идет через изучение системы символов. Культуролог ставит перед собой задачу научиться читать этот знаковый язык, проследить его сменяемость от эпохи к эпохе, выявить динамику ценностных ориентаций человека.

Картина мира не есть нечто навсегда данное, у каждой группы людей, у каждого человека есть свой образ сущего, поэтому культурология есть история видения мира, в этом видении сира частное (индивидуально авторское сознание) согласуется или противоречит общему (общей духовной настроенности эпохи). По этой причине на нашей специальности изучаются как общее – парадигмы культурных эпох, так и персоналии – творчество отдельных авторов, ярких представителей эпох или личностей, предвосхищающих следующий этап культуры. Культуролог стремится понять, как меняются представления людей о счастье, любви, вечности, пространстве...Обратимся к Материалам лекции (задание 3).

Полидисциплинарный характер культурологического знания. Культурологический аспект изучения предполагает полидисциплинарный подход к предмету исследования, т.к. культурология в системе наук занимает срединное положение, она граничит со всеми науками, преломляя их знания в антропологический план (т.е. что значат узкоспециальные знания в общечеловеческом смысловом аспекте). Как вы считаете, с какими науками граничит историческая культурология? Ответ предполагаемый: медицина, астрономия, математика, история, философия, история искусства, филология, география...

Культурология представляется наукой, способствующей формированию духовного потенциала личности, но она не является назидательной и морализаторской наукой (пример: культуролог раскрывает знаковую природу наготы в античности или в эпоху романтизма, но не учит, что нагота и обнажение в современности – это порочно и безнравственно). Культуролог переводит предмет изучения из области назидательно монологической в творческо-эвристическую, а это, в свою очередь, послужит формированию интеллектуально активной личности. Отсюда следует еще один вывод - диалогическая направленность культурологического знания, здесь понимание происходит путем диалога исследователя с авторским сознанием, путем уяснения диалога творческих личностей (творческий диалог Пушкина с Байроном).

3). Прикладная культурология. (см. статью Ю.А. Асояна).

Это становящаяся область культурологических исследований, именно ей в ближайшее время предстоит озадачиться культурологической экспертизой разного рода проектов (социально-политических, национальных проектов). Выработанные прикладной культурологией технологии должны стать неотъемлемыми при выработке решений в самых разных областях культурной политики и социальной практики.

Где, с вашей точки зрения, должен искать работу студент-культуролог, если при обучении ему показалось, что ближе всего ему прикладная культурология?

Структуры управления образовательными процессами, Министерства культуры, отделы по молодежной политике, экспертные советы по внедрению культурных проектов...

Значение ПК возрастает по мере интенсификации в современном обществе процессов межкультурной коммуникации, интеграции и глобализации и, с другой стороны, с обострением культурной обособленности и замкнутости.

Сферы приложения сил ПК: национальная политика и социальные отношения, межгрупповые и межэтнические отношения, конфликты и миграция; проблема культурного выживания этнических меньшинств и формирования поликультурных образований; программы социальной адаптации и патронажа любых групп населения (в том числе инвалиды, престарелые); прикладная культурология эффективна в программах снижения соц. Напряженности, в изучении и минимализации девиантного поведения (в том числе – детская преступность, наркомания); в процессах социокультурной адаптации человека к модернизационным переменам.

Основные методы анализа ПК – диагностика, прогнозирование и экспертиза социокультурных процессов и проектов.

Сейчас мало кто сомневается, что любой хозяйственный проект должен проходить независимую экологическую экспертизу, должна составляться смета доходов и расходов; аналогичным образом развитие культурологии выдвигает требование проведения культурологической экспертизы социальных, национально-государственных проектов. Комплексная культурологическая экспертиза могла бы давать оценку степени адекватности принимаемых программ историко-культурным реалиям, фиксировать характер возможной общественной (культурно-психологической, этнической) реакции на властные решения (см. парадоксальную борьбу с пьянством в 1980-х гг.), ПК должна прогнозировать возможные негативные последствия этих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: