Известно, что составить краткое и сжатое описание содержания первичных документов намного сложнее, чем пространное описание, где нужная информация теряется в избыточной, и на ее поиск и осмысление тратится значительное время. Часто причина избыточности информации — неумелое использование различных видов иллюстраций—схем, графиков, диаграмм или их полное отсутствие. Следовательно, для разработки аналитических информационных продуктов с повышенной информативностью целесообразно применение принципов консолидированной информации. Графическая информация особенно эффективна для информирования о новых изделиях и продуктах, новых и реконструированных промышленных объектах, технологиях, производственных инсталляциях и др., а также для отражения технологических новостей отдельных предприятий, фирм, организаций и отраслей. Преимущество графической информации состоит прежде всего в ее способности передавать информацию оперативно, точно, без искажений и информационного шума, в результате чего она легко воспринимается и запоминается. Круговые и колонные графики особенно рекомендуются для систематизации и обобщения данных о потреблении (сырья, продуктов, изделий, энергии и т. д.). Круговые графики наилучшим образом отражают процентное соотношение данных, относящихся к потреблению по странам, отраслям, продуктам; колонные графики — сопоставление экономических данных, например, темпов роста (по годам, продуктам, странам и т. д.), так как позволяют наглядно представить как положительные, так и отрицательные темпы развития.
|
|
Консолидированная информация может быть представлена также в виде таблиц, для этого необходимо выполнение следующих условий:
обобщение данных в таблице — данные, включенные в таблицу, должны отражать наиболее важные и значимые результаты (излишнее количество цифр загромождает таблицу и снижает эффективность представления информации). Лучше всего найти оптимальны вариант, включающий необходимые характеристики в достаточном объеме, но без избыточности;
точность представления данных — необходима проверка всех приводимых в таблице данных, во избежание фактологических и технических ошибок. Поэтому следует проверить возможные опечатки, а если некоторые данные вызывают сомнение, то уточнить их по другим источникам;
идентификация — обязательна последовательная нумерация таблиц, их названия должны в максимальной степени соответствовать содержанию.
В виде таблиц могут быть представлены не только цифровые, но и обобщенные данные в словесном виде, например, о фирмах — производителях определенного вида продукции; о процессах, протекающих при различных условиях; о целевых факторах и т. д. Таблицы часто используются для обобщения и сопоставления различных экономических показателей как в течение года, так и по сравнению с предыдущим годом или с более продолжительным периодом. В некоторых случаях при обобщении данных по продуктам и по годам можно выбирать, представить ли их в виде таблиц или в виде графиков.
|
|
Другая возможность представления информации в консолидированной фирме — метод графического оптимизирования. Он заключается в составлении графика и нанесении данных по нескольким ординатам к одной и той же абсциссе. Оси координат соответствуют различным показателям, причем они улучшаются по высоте соответствующей оси, несмотря на то, что это может быть связано с повышением или снижением их стоимости (например, механические показатели продуктов и изделий будут увеличиваться по высоте оси, так как лучшей является более низкая цена). Этот метод особенно эффективен, когда необходимо сделать сравнение и сопоставление между различными продуктами, изделиями, технологическими показателями и т. д. Путем соединения точек, соответствующих стоимостям показателей для каждого объекта, получаются кривые, характеризующие этот объект (продукт, изделие, аппарат, производственную инсталляцию и др.).
В соответствии с методом графического оптимизирования (оптимизирование стоимостей показателей по высоте оси), наиболее высоко расположенная кривая будет представлять объект с наилучшими показателями. Этот метод может быть использован для быстрого и наглядного сопоставления, если необходимо показать технологический уровень или выбирать оптимальный вариант между однотипными продуктами и изделиями различных фирм-производителей.
Применение принципов обобщенной (консолидированной) информации при подготовке аналитических информационных продуктов (рефератов, аналитических обзоров, информационных анализов) позволяет передать в ясном и доступном виде значимую информацию и одновременно снизить до минимума количество избыточной информации. Аналитические информационные продукты на основе консолидированной информации в максимальной степени соответствуют информационным потребностям руководящих работников и поэтому они очень важны в информационном обеспечении управленческих решений. Основными принципами, которые необходимо соблюдать при подготовке вторичных информационных продуктов на; основе консолидированной информации, могут быть следующие:
отсутствие избыточной информации;
обобщение данных в виде таблиц и графиков;
четкое структурирование;
логичность и последовательность изложения;
языковая корректность и терминологическая точность;
сжатое и ясное изложение.
Аналитические информационные продукты на основе консолидированной информации представляют собой высокоинтеллектуальные продукты, для подготовки которых требуется высокий профессионализм, способности к отбору, анализу и сопоставлению данных, а также к их обобщению и представлению в максимально наглядном и пригодном для восприятия виде. Они позволяют делать аргументированные выводы, определять тенденции, находить варианты решения, выявлять комплексные и многоаспектные оценки, т. е. создавать предпосылки для обоснованных управленческих решений.