Евразийская теория

Годы

Годы

В ранних mainframe компьютерах, первым из которых был компьютер ENIAC (1947г.), ОС отсутствовали.

Для обеспечения минимальной автоматизации работы с компьютером в данный период были созданы диспетчеры (dispatchers) — это предшественники ОС, системные программы, управляющие прохождением пакета задач, вводимых с перфокарт. Диспетчер, например (DM-222) копировала образ введенной колоды перфокарт на ленту ввода, на которой хранились все области заданий в хронологическом порядке их ввода независимо от требуемых для них ресурсов: времени и объема памяти. Диспетчер осуществлял запуск заданий по очереди по принципу FIFO — first in first out. Выбирая из очереди задание, диспетчер размещал его в памяти и запускал. По окончании задания (или при его прерывании в следствии ошибки) на печатающее устройство выводилась распечатка результатов, затем управление передавалось следующему заданию. В 60-70-х годах 20-го века были разработаны классические ОС, которые постепенно усложнялись. Примеры ОС этого периода:

Зарубежные: ATLAS,MULTICS,OS IBM360

Отечественные: ОС Диспак для ЭВМ БЭСМ-6

Для классических ОС были характерны следующие основные возможности:

-Мультипрогаммирование (multi-programming) – одновременная обработка нескольких заданий.

-Пакетная обработка (batch mode) – это обработка пакетных заданий, введенных с перфокарт или с терминалов с учетом их приоритетов и требуемых ресурсов.

-Разделение времени (time sharing) – параллельная работа нескольких пользователей с терминалов (телетайпов или дисплея), управляющих управлением прохождением своих заданий, выполняющих их ввод в текстовых редакторах, компиляцию, выполнению и отладку.

-Управление процессами – параллельное (или попеременное, если компьютер был однопроцессорным) выполнение пользовательских процессов.

Первоначально каждая ОС разрабатывалась на низкоуровневом языке ASSEMBLER, поэтому в 1960-х годах возникла идея разработки мобильных (переносимых) ОС – операционных систем, которые могли быть использованы на нескольких семействах компьютеров с переносом их кода (с изменениями) от более старых на более новые. В связи с этим в 1970-ом году фирмой AT&T (Б. Кенниган, Денис Риччи) была разработана первая мобильная ОС под названием UNIX. Основная идея UNIX – это унификация и упрощение представления файлов и операций над ними, а так же пользовательских программ и процессов. Унифицированным и независимым от целевой аппаратной платформы был так же исходный код UNIX, который был полностью написан на специально разработаном новом языке C. Впервые система UNIX была использована в 1970-ом году на мини-компьютере который назывался PDP-10. В начале 80-х годов появились персональные компьютеры. При создании ОС для ПК были использованы идеи и методы, которые использовались при создании компьютера обычного. Первый микропроцессор Intel был 8-ми разрядным, и для него была разработана 8-ми разрядная ОС, которая носила название CP/M. В 1975 году фирмой Microsoft была создана 16-ти разрядная ОС MS-DOS для Intel 8086 (x86). В начале 80-х фирма Apple выпустила два персональных компьюетра Lisa, Macintosh на MacOS. Её характерной чертой была реализация удобного графического пользовательского интерфейса (GUI). В конце 80-х – начале 90-х годов под влиянием GUI MacOS корпорация Microsoft разработала графическую оболочку Windows над ОС MS-DOS. Затем были выпущены следующие версии Windows: 3x, for WorkGroups (полноценные графические ОС). В 95 году вышла Windows 95 с развитыми мультимедийными возможностями, большим набором встроеных драйверов для различных устройств и поддержка механизма Plug-and-Play. Затем вышла Windows NT – ОС с развитыми сетевыми возможностями и повышеной надежностью. Windows NT стала основой для последующего развития Windows.

В начале 90-х годов вышла первая ОС Linux (типа UNIX с открытым исходным кодом ядра).

Диалекты UNIX

Существуют сотни диалектов UNIX, все они имеют ряд общих возможностей. К ним относятся мощные командные языки, развитые системные библиотеки. Рассмотрим наиболее известные диалекты:

1. Berkeley Software Distribution (BSD), FreeBSD, один из наиболее известных диалектов, разработанных в университете Беркли в США. В нем впервые были реализованы сетевые сокеты. Сокет является функдаментальной единицей всего сетевого программирования в большинстве операционных систем. Сокет соединяет программу с сетью и с его помощью она посылает и принимает сообщения. Библиотека функций работы с сокетами называется Socket API. Является основным инструментом программиста при создании сетевых приложений. Данный диалект был положен в основу первой ОС Solaris в 1982 году. Одним из авторов был Билл Джой.

2. System V Release 4 (SVR4), разработан фирмой AT&T. Для него наиболее характерны расширенные возможности параллельного многопоточного программирования (multi-threading). Многопоточность – это свойство платформы или приложения, состоящее в том, что процесс, поражденный в операционной системе может состоять из нескольких потоков, выполняющихся параллельно, то есть без предписанного порядка во времени.

3. RedHat, SuSe, Ubuntu и тд. Первая версия Linux была разработана в начале 90-х

4. Solaris. Имеет удобную графическую оболочку, развитые средства параллелизма и синхронизации процессов, удобные сетевые возможности, ряд новых файловых систем.

5. IRIX (разработан Silicon Graphics)

6. HP – UX (разработан Hewlett Packard)

7. Digital UNIX (разработан DEC). Первая версия UNIX, поддерживающая 64-х разрядные процессоры.

Отечественные ОС

В 70-х годах XX-го века отечественные разработчики, почти ничего не зная об аналогичных разработках американских коллег создавали свои оригинальные системы. Например, идея многопоточности (multi-treading) была реализована в ОС Эльбрус, а в популярных зарубежных ОС, таких как UNIX, Solaris, Windows NT, появилась только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Но отечественные разработчики отставали по многим параметрам.Например, в области проектирования элементарной базы и технологии производста компьютеров, а так же в области графических пользовательских интерфейсов. В период 60-70-х годов среди передовых отечественных разработок в области компьютерной аппаратуры и ОС можно выделить ЭВМ БЭСМ-6 и её ОС:

-Диспак
-Диапак
-ИПМ – разработал институт прикладной математики АН СССР

Период 70-х-80-х годов 20-го века была разработана ОС Эльбрус. Поддерживала создание процессов и операций над ними аналогичные тем, которые в последствии в иностранной литературе были названы многопоточностью. В начале 70-х годов правительством было принято решение о копировании американских компьютеров. В результате появилась отечетвенная серия. Отечественные аналоги были менее надежными чем их оригинал. Также после было принято решение по копировании американских миникомпьютеров серии PDP-10 и PDP-11, системы Мини-ЭВМ, в результате вышли СМ-1/2/3/4. Таким образом, копирование машин с одной стороны дало возможность советским программистам освоить новые развитые ОС, языки программирования, библиотеки программ, а с другой стороны отбросило нашу отечественную вычислительную технику очень далеко назад.

Принципы построения операционных систем

1. Принцип модульности. Под модулем в общем случае понимают функционально законченые элементы системы, выполнение в соответсвии с принятым межмодульным интерфейсом. Модуль предполагает возможность замены его любым другим модулем, обладающим таким же интерфейсом. Принцип модульности дает максималный эффект, если он одновременно распространяется на ОС, прикладные программы и аппаратуры.

2. Принцип функциональной избирательности. В операционной системе выделяется некоторая часть важных модулей, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти для более эффективной организации вычислительного процесса. Эту часть в ОС называют ядром. При формировании состава ядра приходится учитывать 2 противоречивых требования. С одной стороны, в состав ядра должны войти наиболее часто используемые системные модули. А с другой стороны, колличество модулей должно быть таким, чтобы объем памяти, занимаемой ядром, не был слишком большим. Помимо программных модулей, входящих в состав ядра и постоянно распологающихся в ОП, может быть много других системных программных модулей, которые называются транзитными (или диск-резидентными). Они загружаются в ОП по необходимости, а при отсутствии свободного пространства памяти замещаются другими, более необходимыми в данный момент.

3. Принцип генерируемости. Суть принципа состоит в организации (выборе) такого способа исполнения центральной системы, управляющей программой ОС (ядра и постоянно находящихся в ОП основных компонентов), который позволял настраивать эту системную супервизорную часть, исходя из конкретной конфигурации определенного вычислительного комплекса и круга решаемых задач. Эта процедура проводится редко перед достаточно протяженным периодом эксплуатации ОС. Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы-генератора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать и конфигурацию машины. В результате генерации получается полная версия ОС. Сгенерированная версия ОС представляет собой совокупность системных наборов модулей и данных. Примером генерированной ОС- Linux. В ней можно сгенерировать ядро, оптимальное для данного компьютера и указать набор подгружаемых драйверов и служб.

4. Принцип функциональной избыточности. Этот принцип учитывает возможность выполнения одной и той же работы различными средствами. Наличие возможности использования нескольких типов мониторов (имеется ввиду модулей Супервизора, управляющего тем или иным видом ресурса, или планеровщика ресурсов, систем управления файлами и тд.), позволяют быстро и адекватно адаптировать ОС к данной конфигурации вычислительной системы получить максимальную производительность.

5. Принцип виртуализации. Построение виртуальных ресурсов, их распределения и использования в настоящее время применяется практически в любой ОС. Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планеровщиков процессов. Наиболее естественным и законченым проявление концепции виртуальности является понятие виртуальной машины. Любая ОС, являясь средством распределения ресурсов, и организуя по определенным правилам управление процессами скрывает от пользователя и его приложений, заменяя их некоторыми абстракциями. В результате пользователь видит виртуальную машину, которая способна выполнять их программы, написанные на определенном языке програмирования, и выдавать результаты. При таком языковом представлении пользователя совершенно не интересует реальная конфигурация вычислительной системы, способы эффективного использования. Обычная виртуальная машина воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные элементы в таком представлении выступают с новыми или улучшеными характеристиками. Хааракетристики могут быть разными, но чаще всего пользователи желают иметь собственную (идеальную) по архитектурным характеристикам машину в след. составе:

- Виртуальная память практически неограниченого объема.

-Произвольное количество виртуальных процессов, способных работать паралелльно, синхронно, асинхронно (способ выбирается пользователем).

-Произвольное число внешних устройств с неограниченными объемами хранимой информации с различными видами доступа и открытой архитектурой.

В 20-ые годы XX века в среде Российской эмиграции формируется идея о том, что за тысячелетие существования Россия сформировалась как самостоятельная цивилизация отличная и от востока, и от запада. Среди авторов этой теории Трубецкой и Флоровский. Гумилев также является сторонником этой теории. Русская национальность сформировалась в результате слияния славянского, финно-угорского и тюркского элементов и стала основой многонационального и поликонфессионального российского сообщества. Решающую роль в формировании Евразийской цивилизации сыграло мощное централизованное государство. Оно носило идеократический характер, поэтому евразийцы подчеркивали особое значение православной церкви. Евразийская цивилизация сформировалась под влиянием востока и запада, но если влияние востока в основном было позитивным, то запад стремился поглотить Россию. Сторонники евразийства считали Россию прямой наследницей Империи Чингисхана, которая и была первой попыткой создания евразийской общности. Сторонники данной теории полагали, что до XV-XVI веков в мире доминировали восточные цивилизации, затем наступила эпоха господства запада. Но события первой половины XX века показали глубокий кризис западной цивилизации и смену эпох цивилизационного доминирования, поэтому с XXI века они предполагали начало господства евразийской цивилизации. Евразийскую теорию часто называют националистической из-за ее содержания. Многие радикальные организации (русские националисты, пантюркизмы и др.) используют эту теорию. Шпенглер считал, что закат Европы приведет к доминированию Урало-Сибирской цивилизации.

Идея цивилизационно неоднородного общества развивается в 80-90-ые годы XX века. Ее автором является в значительной мере Любовь Ивановна Семенникова. С точки зрения этой идеи:

1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному типу цивилизационного развития в чистом виде.

2. Россия – это цивилизационно-неоднородное общество, которое представляет собой конгломерат народов, относящихся к различным типам цивилизационного развития, сплоченным в единое целое силой деспотического государства.

3. Россия развивалась между двумя центрами цивилизационного влияния, испытывая на себе воздействие востока и запада.

4. В периоды кризисов и ослабления государства усиливались процессы децентрализации, и Россия сдвигалась то к востоку, то к западу.

Периодизация истории России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: