Процесс мышления становится возможным благодаря действию мыслительных операций

Если восприятие отражает внешние существенные свойства предмета,то мышление позволяет понять их внутреннюю логическую часть.

У взрослого человека опосредованно речью.

Более примитивное мышление опосредованно действием.

У детей мыслительные действия опосредованы практическими манипуляциями с предметами

Благодаря мышлению возможен анализ существенных свойств предметов, но при необходимости благодаря мышлению возможен анализ и не существенных характеристик.

Характерно при шизофрении

Мышление

Мышление -это психический процесс, обеспечивающий обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности в логических связях и соотношениях.

Мышление - это активный познавательный (когнитивный) процесс, направленный на переработку информации.

Основные функции мышления:

получение информации об окружающем мире переработка этой информации с помощью мыслительных операций (сравнение, обобщение, синтез)

получение новых знаний на основе имеющейся информации

прогнозирование событий и принятие решений

анализ и разрешение проблемных ситуаций, выбор оптимальной стратегии поведения

сопоставление анализа и сравнения данных, который человек получает с помощью ощущений и восприятия.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека.

Мышление - это высший психический процесс,обобщенного отражения действительности, в ходе ее анализа и синтеза при опосредовании.

Высшая форма мышления опосредованна речью.

Основные признаки мышления:

обобщенность (мыслительный процесс позволяет переходить от общего к единичному и от единичного к общему)

Степень обобщенности является важным показателем в клинический патопсихологии.(нарушение степени обобщения может являться показателем некоторых отклонений)

опосредованность

Мышление - это способность выявление познания закономерностей.

Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Фазы мыслительного процесса:

проблемная ситуация (ее осознание)

отражение проблемной ситуации (понимание дефицита информации и наличие информации об этом дефиците)

поиск решения, поиск возможных вариантов

выдвижение гипотез

проверка гипотез

суждение (устранение дефицита информации и ответ на актуальные вопросы)

Мыслительный процесс совершается как система сознательно - регулируемых мыслительных операций.

Характеристики мышления как сознательного процесса:

способность проверки гипотез.

способность критики.

контроль протекания мышления и контролируемые сознанием мыслительные операции.

Формы мышления:

понятие (форма мышления, которая обеспечивает возможность раскрыть сущность предмета)

Понятие отражает существенные свойства,связи и отношения предметов, что может быть выражено словом или группой слов. Понятие может иметь различную степень обобщенности.

суждение (это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями)

Суждение может утверждать или отрицать определенные связи и соотношения.

Суждения:

общие (утверждается что либо, относительно всех предметов данной группы)

частные (утверждение или отрицание относится к некоторым объектам)

единичные (относятся к конкретным объектам)

умозаключение (это форма мышления, при которой на основе нескольких суждения делается определенный вывод)

Умозаключение:

индуктивное (логический вывод от частного к общему)

дедуктивное (логический вывод от общего к частному)

Правильность умозаключений зависит от условий:

правильными должны быть исходные данные

вывод должен быть сделан с соответствием с законами логики

посылка (это исходные суждения из которых выводятся другое суждение. Вывод, получаемый из суждений называется заключением)

Закон логики:

большая посылка

меньшая посылка

Операции мышления:

анализ (разложение целого на части)

синтез (объединение частей в целое)

сравнение (установление сходств или различий)

обобщение (выделение в предметах и явлениях чего-то общего)

абстрагирование (выделение существенных свойств предметов и отделение от несущественных)

конкретизация (обращение от общего к конкретному)

классификация/систематизация (разделение на группы/классы)

Виды мышления(классификация видов):

типологические классификации мышления:

по содержанию используемых средств мышления:

наглядное

вербальное

по степени соответствия реальности:

реалистическое

аутистическое(основано на внутренний мотивов, допускает противоречие логики и искажение реальности)

по характеру протекания мыслительных процессов:

интуитивное (отсутствуют четко определенные этапы)

аналитическое

по характеру задач:

практическое

теоретическое

Функциональные классификации:

творческое (возникновение идей без жестких критический требований)

критическое (более жесткий критический отбор определенных фактов, идей...)

абстрактное

конкретное

Генетический классификации мышления:

наглядно-действенное мышление (осуществляется через практическое действие с объектом)

наглядо-образное мышление (осуществляется благодаря образным представлениям)

словесно-логическое мышление (осуществляется с помощью понятий)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: