Предпринимательская этика и этикет

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Культура предпринимательства это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (об­ществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осу­ществлении цивилизованного бизнеса,

Культура предпринимательства означает, что самосто­ятельность и экономическая свобода субъектов предпри­нимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство уста­навливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих пред­принимательскую деятельность. Первым всеобщим эле­ментом культуры предпринимательства, предпринима­тельской деятельности является ее законность. Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязан­ностей, вытекающих из правовых актов, договорных от­ношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партне­рам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осу­ществления бизнеса, уровень культуры и воспитания пред­принимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необ­ходимых для осуществления законного бизнеса, и др.

Культура предпринимательства как проявление пра­вовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, обществом, потребителями, сотрудниками, партнерами, конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, — а также соблюдение дей­ствующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предприни­мательства. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми пу­тями и методами, а только на законных основаниях.

Предпринимательская этика является одной из слож­ных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответ­ствии с идеями о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобяза­тельные правила поведения людей.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осу­ществляющих предпринимательскую деятельность в раз­личных сферах экономики, направленную на удовлетво­рение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика ба­зируется на общих этических нормах и правилах поведе­ния, сложившихся в стране, в мире, а также на професси­ональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.

На формировании предпринимательской этики ска­зываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утвержде­ние самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономи­ческой свободы, его ответственности перед потребителя­ми, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, харак­теру, складу души, притязаниям предпринимателей, а по­тому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь с потребителями, поэтому государство и защищает интересы потре­бителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в разви­тии цивилизованного предпринимательства имеют отно­шения также с партнерами, конкурентами, обществом.

Деловой этикет представляет собой совокупность пра­вил поведения предпринимателя, регулирующих его вне­шние проявления с окружающим миром, с другими пред­принимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контакти­рует не только при осуществлении своего бизнеса, но и в любой жизненной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: