double arrow

Коммерческая тайна

ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ТАЙНЫ

Для комплексного решения всех вопросов, связанных с защитой предпринимательской тайны, создается собст­венная служба безопасности, начальник которой являет­ся заместителем руководителя организации. Однако отде­льными вопросами защиты экономической безопасности могут заниматься специализированные охранные пред­приятия, выполняющие свои функции по договору с фирмой. Важное значение имеют подбор высококвали­фицированных специалистов службы безопасности фир­мы, нормативное установление обязанностей сотрудни­ков и следующих функций службы безопасности:

• организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в зданиях и помещениях, несение ихбохраны, контроль за соблюдением установленного режима сотрудниками, посетителями;

• проведение мероприятий по правовому и организационному регулированию отношений на фирме по защите предпринимательской тайны и экономической
безопасности;

• участие в разработке основных нормативных документов (инструкций, положений), устанавливающих порядок и принципы защиты предпринимательской тайны;

• участие в разработке должностных инструкций, обязанностей руководителей подразделений, специалистов, всех категорий работников;

• обеспечение сохранности документов, содержащих сведения, являющиеся коммерческой тайной, прекращения их хищения или передачи сведений заинтере­сованным лицам иными способами;

• • организация проведения служебных расследований по фактам разглашения сведений, составляющих пред­принимательскую тайну, потерь документов и других нарушений безопасности фирмы, а также другие функции, которые должны быть установлены в поло­жении о службе безопасности, утвержденном руково­дителем организации.

В состав механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности организации входят следующие подсистемы: правовое обеспечение тайны; внедрение ор­ганизационной защиты; осуществление инженерно-тех­нической защиты; мотивация в первую очередь тех сотруд­ников, от поведения которых зависит утечка сведений, составляющих предпринимательскую тайну; усиление различных форм ответственности за разглашение сведе­ний, наносящих экономический ущерб, и др.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческой тайной признается режим конфиденциальности инфор­мации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избе­жать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммер­ческую выгоду. Информацией, составляющей коммер­ческую тайну, являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, орга­низационные и др.), в том числе о результатах интел­лектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессио­нальной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неиз­вестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладателем информации, составляющей коммерче­скую тайну, считается лицо, которое владеет информаци­ей, составляющей коммерческую тайну, на законном ос­новании, ограничило доступ к этой информации и уста­новило в отношении ее режим коммерческой тайны, которым являются правовые, организационные, техни­ческие и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

Меры по охране конфиденциальности информации в соответствии с указанным Федеральным законом долж­ны включать:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюде­
нием такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.

В целях охраны конфиденциальности информации

предприниматель-работодатель обязан:

• ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обя­занностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты; ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с ме­рами ответственности за его нарушение; создать работнику необходимые условия для соблюде­ния им установленного работодателем режима ком­мерческой тайны. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовы­ми обязанностями.

55. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Предпринимательский риск можно охарактеризовать как экономическую категорию, количественно выражающую­ся в неопределенности исхода намеченной предпринима­тельской деятельности, отражающей степень неуспеха (или/и успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.

Классификация риска представляет собой его распреде­ление на категории, виды и подвиды, группы и подгруппы. Предпринимательские риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими следует классифицировать их по различным признакам.

В зависимости от возможности страхования предпри­нимательские риски разделяются на две большие группы в соответствии с возможностью страхования — страхуе­мые и не страхуемые.

Риск страхуемый это вероятное событие или сово­купность событий, на случай наступления которых про­водится страхование.

Нестрахуемые риски являются потенциальными ис­точниками дополнительной прибыли, связанной с рис­ком, для фирмы. Но если потери, которые может понести фирма в результате страхуемого риска, покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери в результатенаступления нестрахуемого риска возмещаются из соб­ственных средств предпринимательской фирмы.

Систематический риск характерен для всей экономи­ческой системы или отдельного рынка и не поддается ди­версификации. Данный тип риска определяется фактора­ми, влияющими на все отрасли и предприятия: возмож­ные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания и т.д.

Несистематический риск связан со спецификой дея­тельности фирмы, сложностями ее функционирования, а также с проблемами отрасли, в которой она действует. Он может быть преодолен посредством диверсификации.

В предпринимательской деятельности можно выде­лить риск в области принятия решений и в сфере их реали­зации. Существенным отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения, когда оно только прорабатывается, можно внести изменения и ис­править положение, тогда как на стадии реализации пред­принимательского проекта гораздо труднее что-либо су­щественно изменить.

С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, в разное время, и, естествен­но, причин возникновения конкретной рисковой ситуа­ции может быть множество. Обычно под причиной воз­никновения подразумевается какой-то источник (фак­тор), вызвавший неопределенность ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяй­ственная деятельность, действия самого предпринимате­ля и особый вид знаний — информация. В связи с этим следует различать хозяйственный риск; риск, связанный с личностью предпринимателя, риск, обусловленный недо­статком информации.

56. ТИПЫ РИСКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В условиях рыночной экономики можно выделить два типа риска по масштабам: глобальный и локальный. Глобальный риск является отражением экономической ситуа­ции в стране, в отдельных отраслях, регионах. Локальный риск возникает на уровне организации.

По сфере возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние и внутренние. Источ­ником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской организа­ции. Предприниматель не может оказывать на них влия­ние, он их может только предвидеть и учитывать в своей деятельности.

Источником внутренних рисков является сама пред­принимательская организация, они возникают в резуль­тате неэффективного менеджмента, ошибочной марке­тинговой политики, некомпетентности самого предпри­нимателя и других внутренних факторов.

С точки зрения длительности, по времени предприни­мательские риски могут быть разделены на временные и постоянные. К группе временных относятся те риски, ко­торые угрожают предпринимателю в течение известного отрезка времени. К постоянным рискам относятся те, ко­торые непрерывно угрожают предпринимательской дея­тельности в данном географическом районе или в опре­деленном секторе экономики.

По ожидаемым результатам выделяют спекулятивный и обычный предпринимательские риски. Спекулятивный риск подразумевается как вариант получения прибыли или убытка, например, от приобретения и продажи ценных бу­маг. Обычный риск рассчитан только на проигрыш и может быть классифицирован по типу потери: личный риск, иму­щественный риск и риск, связанный с ответственностью. Личный риск — один из случаев прямого ущерба для инди­видуума; для российских предпринимателей в настоящее время вероятность данного типа риска очень велика. Иму­щественный риск — это риск потери имущества предпри­нимательской фирмы, а риск, связанный с ответственно­стью, — это риск, когда действиями одной фирмы нано­сится ущерб другому хозяйствующему субъекту. Поскольку основная задача предпринимателя — рис­ковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой мо­жет произойти полный крах, следует выделять допусти­мый, критический и катастрофический типы риска. До­пустимый риск — это угроза неполной потери прибыли от осуществления (неосуществления) того или иного проек­та или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск характеризуется не только потерей при­были, но и недополучением предполагаемой выручки. Катастрофический риск, как правило, приводит к банк­ротству предпринимательской фирмы, т.е. к потере пред­принимателем всех средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: