Фентези

Жанр основывается не столько на активности воображения, сколько на активности фантазии. Воображение старается создавать нечто принципиально новое, а фантазия оперирует известным, как-то его переосмысляя. Фантастика в жанре фентези сродн её использованию в жанре сказки. Сказка никогда полностью не отрывается от действительности, она обращена к опыту мифологии и истории одновременно. Можно недооценить связь жанра с историей. Основоположник жанра – Толкиен. В его романах постоянно речь не только о мифологии, но и об историческом опыте самых разных существ. Эльфы – по преданиям, предшественники людей, заложившие основы ремесел, наук, искусств, письменности. Хоббиты во многом похожи на людей, только они меньше ростом и сильнее покрыты волосами. Может быть, хоббиты сильнее, чем люди, связаны с почвой, но в них связь с почвой в чем-то искажена. Они не столько стремятся к нему, сколько в противовсе людям стараются сохранить связь с землей. Первый роман «Хоббит, или туда и обратно», - 1937 год. Это сказочная разновидность жанра. Бильбо Беггинс находится в пути, из своей земли движется к чужой, а затем возвращается домой, помогая в процессе вернуть сокровища, которые захватил дракон Смоуг. Бильбо изначально – обыватель, обыкновенное существо, но в жилах его течет кровь Туков – воров, а не лавочников, хоббитов с пытливым умом. Беггинс развивается как живое существо, он пробуждается к ответственности и за себя, и за мир, он вынужден воевать, но гораздо больше ценит мир, желает счастья всем живым существам. Он после путешествия превращается в чудака, в сочинителя стихов. Становится совсем другим хоббитом. Важна тема искусства, которое рождается из опыта жизни и преобразует эту самую жизнь. В ходе пути узнает лучше не только окружающий мир, но и язык. Отказывается от стертых выражений, обращает все больше внимания на происхождение имен, названий. Бильбо понимает, что все самое ценное в языек закрепляется, передается, что язык развивается, потому что отражает, закрепляет то новое, что появляется в вещах. Например, убивает в одиночку страшного паука и говорит мечу: «Ты будешь называться «Жало». У предмета, стало быть, может быть много имен. Имена отражают динамику предмета. Самому себе Бильбо дает много титулов. Клайв Льюис, друг Толкиена, говорил о том, что Толкиена очень интересовал процесс наименования вещей.

В романе Толкиена события, происходящие многократно, отражаются персонажами в словах, рассказах, легендах, песнях, художественных произведениях.

Важны для персонажей сны. Сон – связь с потусторонним миром, творчество живых существ, которые во сне выражают собственные желания, стремления. Персонажи часто обращаются к собственному творчеству в процессе борьбу. Бильбо состязается с Голумом в разгадывании и загадывании загадок. Бильбо задает недопустимую с традиционной точки зрения загадку: «Что у меня в кармане», связанную с ним самим, а не с миром, сотворенным с богом. В результате хитрости Бильбо отнимает у Голума волшебное кольцо, с помощью которого можно стать невидимкой, выключиться из потока жизни, более активно тображать настоящее. Но опасно совсем оторваться от действительности, это может стать причиной активизации зла, и внутреннего и внешнего. Уходя от истоков, нельзя с ними полностью терять связь. Когда Бильбо возвращается в родной дом, он пишет мемуары, а в трилогии «Властелин колец» сообщается, что в какой-то момент он уходит к эльфам и начинает писать историю колец (более масштабную). Бильбо передает её Фроду, а Фродо – Сэму.

Важна композиция романа «Хоббит». 19 глав, каждая построена примерно по одному приципу: сначала изображаются непридуманные события, реальные для персонажа, а затем они отражаются самым разным образом в их жизнетворчестве, сознании, восприятии. Толкиен интеесуется архаическими традициями развития культуры, искусства, истории. На то, что уходит корнями в прошлое, он смотрит и серьезно, и с мягким юмором. Он понимает, что архаика еще недостаточно исследовала проблему зла. Серьезно об этой проблеме в трилогии «Властелин колец», где Толкиен уже опирается на гораздо большие мифологические, символические, христианские традиции, здесь появляется образ Средиземья. Это земля находится между небесами и подземным миром, на западе – неувядающая земля Эльфов, а на востоке – Мордор, земля черного властелина. Для Толкиена очень важно время. В романе можно выделить три важных пласта. С одной стороны – мифологический, эпический, исторический – действуют герои, защищая интересы рода, романный – судьба личности.

Кольцо всевластия создал Саурон, толкиеновский аналог библейского Сатаны. Через испытания кольцом проходят многие персонажи трилогии. И в трилогии Фродо встречается с уже известным Голумом, который выступает в качестве раба кольца. Именно это рабство доводит его до раздвоенности, деградации. Олум откусывает у Фродо тот палец, на котором тот носит кольцо, и вместе с этим кольцом низвергается в пропасть. Фродо принимает решение уйти с Эльфами за море, чтобы развивать познание, чтобы жизнь становилась все лучше и лучше. В ходе борьбы со злом устанавливается братство кольца. Гэндальф: «Мы в ответе за все эпохи, мы призваны защитить нашу эпоху». Фродо в чем-то ассоциируется с Христом.

У Толкиена нет двусмысленности с изображении зла, добра, грань между одним и другим Толкиен никогда не размывает

Интеллектуальный жанр, у истоков – Гессе, Томас Манн, переплетение истории и мифологии. 1965 год, Дж.Апдайк «Кентавр» - трагедия американского духа. Действие с одной стороны разворачивает в провинциальном городке, а с другой – в вечности. Апдайк писал, что использует здесь своеобразный шифр. Первая буква имени исторического персонажа совпадает с первой буквой мифологического персонажа. Апдайк так писал по поводу использования мифа в романе. Миф участвует в романе в разных функциях – отделяет мир идеальный от реального, оттеняет отчужденность реального героя от мира, раскрывает возможность сопряжения временного и вечного, условности и правдоподобия. В центре внимания – история трех поколений служителей духа в одной семье Колдуэлов. Колдуэл – школьный учитель и по профессии и по призванию. Но на зарплату учителя прокормить семью почти невозможно. Он обрекает себя на тяжелый и нелюбимый труд фермера, чтобы за счет этого труда обеспечить сыну возможность действовать свободно. Сын сначала становится художником-авангардистом. Пример деда, отца заставляет Питера быть более требовательным к себе, стимулирует процесс его самосознания. Повествование от автора и от лица Питера, который становится все более ответственным художником. В повествовании от третьего лица житейская проза теснит поэзию духа. Сам Колдуэл носит потертое пальто, машина его постоянно ломается, он не может дать отпор ни директору, ни ученикам. В повествовании от лица Питера миф восстанавливается в правах, история приобретает более возвышенные очертания. Колдуэл, как понимает с течением времени его сын, зажег в учениках искру духовности. Тема взаимоотношения истории и мифологии близка для Апдайка. Вначале романа Колдуэл думает, что он смертельно болен и даже рад этому, потому то его жизнь очень тяжела. Но узнает, что впереди еще не один год жизни. Апдайк намекает на то, что ежедневно нести свой крест Апдайку даже тяжелее. Важен эпиграф из прозы Карла Барта: «Неба – не стихия человека. Стихия его – земля. Сам он существо, стоящее на грани между землей и небом». История и мифология взаимопроникают буквально на всех уровнях романной организации. С одной стороны – прямое изображение, с другой – иносказательное. Кентавр – существо, обладающее двуединой природой. Апдайк сращивает образы Херона и Колдуэла. Дает понять, что его кентавр еще более сложен и динамичен. Это метафора кентавра как посредника между небом и землей.

Сол Беллоу «Герцог», 1964 год. Герой Мозес Герцог- профессиональный философ, его персонажи никогда не были профессиональными интеллектуалами. Он размышляет об упадке духа. Люди глухо отринули духовность и все остается по-старому. Герцог говорил, что уже Ницше провозгласил гибель богов. Абсурд – общее место из современно философии, она становится все более отвлеченной, оторванной от действительности. В один прекрасный день Герцог перестает создавать философские произведения в традиционном понимании. Герцог старается максимально прочно связать обобщающую мысль со своим каждодневном опыте. В 1976 году – двухсотлетие истории и Америки, в связи с этим многие писатели обращались к прошлому.

Дж. Гарднер «Осенний цвет». В этом романе центральная оппозиция мира и книги. С одной стороны- мир, с другой книга, которую читает героиня романа, Салли Эбот. Это позволяет изобразить и жизнь, и искусство бъемнее, развернутее представить их взаимодействие. В том плане, где изображается мир, искусство становится яблоком раздора между братом и сестрой – Джимми и Салли. Джимми – консерватор, он является сторонником связи человека с почвой, является сторонником исторического прошлого. В американском прошлом человек еще был связан с землей, работал на земле. Это простые американские фермеры, а в 20 веке люди в большинстве своем от почвы отрываются. Джимми видел падения целый овечьих отар, он знает, что люди и животные смертны, но он готов сопротивляться засилью смерти. Главной ценностью для него является любовь. Он верит в Бога и человека. Для Салли, либералки, главной ценностью является свобода, она живет почт что в телевизоре, она готова его смотреть непрерывно. Салли, читая не очень глубокую кнжку, развивает самосознание, задумывается над смыслом жизни, для многих персонажей книжки находит своеобразных двойников в своем окружении. Джимми благодаря сестре начинает жизнь воспринимать более опосредованно. Смена времен года иногда задерживается. Осень может уйти, а зима – еще не наступить. В этот момент человеком овладевает время небывалой ясности и свежести, дарующей человеку наслаждения днями.

Второй план, план книги – контрабандисты почти расстреляли друг друга. Они больше надеются на инопланетян. Но идут к мысли, что необходимо вернуться к почве, из которой вышли. Становится ясно, что абстрактное понимание свободы может привести к преступлениям. логика абсурда близка не только Питеру Вагнеру, но и контрабандистам. Те и другие торгуют наркотиками, которые как бы уводят человека от жизни реальной, погружают человека в мир не совсем здоровых грез. Два плана постоянно отражаются друг в друге по принципу зеркальности, а, возможно, и антизеркальности. Два плана связаны по принципу дополнительности. С одной стороны жизнь движется к искусству, становится все более одухотворенной, а с другой –искусство движется к жизни, становится все более живым. Салли читает, потому что её жизнь все более созерцательна, а жизнь конрабандистов все более деятельна. Салли в жизни не хватает приключений, а в жизни этих приключений сколько угодно. Первый план, в котором изображается мир, нарисован в реалистической манере, он подчеркнуто правдоподобен и правдив, а в плане, где изображается роман, более активна условность, здесь действуют не объемные полноценные персонажи-характеры, а персонажи-маски. Два плана не столько противопоставлены, сколько сопоставлены. Для Гарднера два плана в конечном итоге не равноправны, главным является тот план, в котором изображается мир. Гарднер хочет сказать, что книга рождается на фундаменте мира, может и должна его менять к лучшему. Теренс – молодой человек, который приехал в гости к Джимми и Салли, любимая музыка- соната Типета, которую он считал музыкой про музыку, под эту сонату молодой человек заснул, увидел во сне повешенного Ричарда, во сне слушая сонату он открыл для себя всю чудовищность и красоту жизни, понял, что и соната Типета в конечном итоге про чудовищность и красоту человеческой жизни. «Стихи, которые в точности верные – они и есть самые хорошие». 1978 год – статья «О нравственной литературе». Мимесис, по его мнению, себя далеко не изжил. Писатель не должен ограничиваться копированием, должен использовать условность ради правды жизни. В его романе возникает значимая позиция – книга и телевидение. Отдает предпочтение книге, потому что книга адресована к читателю как к своеобразоному соавтору, к читателю активному, способному приложить усилия, чтобы образы, созданные писателем возникли в воображении читателя. Телевидение часто формирует восприятие более пассивное, более зависимое. Не книга должна подражать телевидению, а телевидение, если хочет сохранить человеческое лицо, должна следовать лучшим образцам книг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: