29.11.13
Порицал Петра 1 за радикализм, деспотизм.
Появление в общественной жизни представителей новых слоев.
Продолжалось распространение гуманитарных знаний, в том числе революционного направления.
Победы российской империи на многих направлениях
Дискуссии о русской истории между М.М Щербатовым и И.П Болдиным
15.11.13
Этому способствовало творчество просветителей ВФБР.
Вольтер. Екатерина боялась слов Вольтера о том,что что крестьянин должен продавать свой труд тому,кто больше платит.
Именно на это время выпадает творчество А.Н Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Показано рождение первого российского интеллектуала.
Интеллектуал – человек, живущий умственным трудом.
1751-1765 – В петербургской гимназии обучалось 500 человек. Дворян – 80.
Появился слой,который во много определил нашу истоирю.
М.М Щербатов (1733-1790) – аристократ по происхождению, общественному положению и убеждениям.
Следуя своим убеждениям, Щербатов критиковал некоторые реформы Петра Первого. Неоднократно против «Табеля о рангах»,за замкнутость сословия.
Имел опыт государственной службы.
Критиковал вольную власть губернатора.
В своей брошюре «О происхождении нравов в России» Щербатов критиковал массовое злоупотребление властью и взяточничество.
Имел неприязнь к самовластию.
«История российская от древнейших времен». Довел повествование до Михаила Романова. На него влияли французские просветители.
Следую за Юмом,он считал – наука причин доставляет наибольшее наслаждение разуму.
Щербатов обратил внимание на некоторые вопросы российской истории.
- Почему престолонаследие Ярослава было по горизонтали?
- Причины победы татаро-моногольского нашествия?
И прочее.
Хотя Щербатов не довел свой труд до Петра 1,он ни раз высказывался о нем – «Рассмотрение о пороках и самовластии Петра Великого»
«Служебные тяготы благородного сословия»
Щербатов соглашается с тем, что реформы Петра можно было сделать медленнее.
Щербатов справедливо ценил Петра за то, что он выслушивал мнение вельмож. Пытался объяснить мнение Петра.
Модернизация России- личное дело,не имевшее объективных причин.
Щербатов уделили большое внимание расширению источниковой базы.
Само время, выбранное для анализа, весьма характерно. Время ознаменовалось появлением школы романтизма. Реакция на тезис просветителей о возможностях разума.
Романтизм нашел свое выражение во многих сферах: художественная литература, музыка, ИЗО, история и философия.
Разделились. Консерваторы: за старые феодальные устои.Идеал –Средние Века. Представитель: Шатобиран – 1802 – «О духе христианства»
Доказывал, что разум не может руководить действиями людей.
Надо доверять авторитету религии и папства.
Идеализация Средних Веков противостояла идеализации просвещения.
Байрон - «Мировая скорбь»
Романтизм Байрона воспринимается не только как разочарованность, но и как проповедь тиранборства и свобода.
Либерально – буржуазные романтики:
Отстаивали идеи буржуазных свобод, главная из которых – право на собственность.
Радикально относились к прошлому. Искали корни совершенных событий в далеком прошлом.
Либеральные историки терпимо относились к реставрации Бурбонов. Они понимали, что прошла пора революционных сдвигов и пришло время реформ.
Три признака феодализма (Ф. Гизо):
1.Условный характер земельной собственности
2) Смешение государственной власти с земельной собственностью
3)Установление иерархии земельных владений – феодальная лестница (Англия)
Феодальный институт не был связан с конкретным человеком.
Просветители пытались объяснить состояние общества законами, которые издавали правила.
Либерально – буржуазные историки считали, что законы отражают состояние общества, на которые влияют исторические обстоятельства.
О.Тьерри – классовая борьба.
Во Франции – галлы против франков.
Сен- Симон – имущие против неимущих; завоеватели против порабощенных.
Тьерии считал основой борьбы противоречия между сословиями. Однако, он и Гизо не заметили самой классовой борьбы внутри третьего сословия.
Историки 19 века обратили внимание на развитие разлиных народов.