Развитие методологических основ историографии в первой трети 19 века

20.12.13.

13.12.13

22.11.13

6.12.13

Успехи особенно заметны в германских гос-ах. В Берлинском университете пер. пол. 18 века стала разрабатываться историческая школа права. Выступали против тезиса просветителей о правовых отношениях феодализма. Утверждали, что каждая нация торит свое право в соответствии с историческими особенностями и характером.

Эта мысль была актуальна для немецких романтиков в период революции во Франции – дух буржуазных революционеров чужд немецкому праву.

Первая четверть 19 века –приходится творчество Ранке шлоссер.

Ранке – автор более 50 работ по политической истои ЗЕ.

Пытался вывести закономерность войн: каждое гос-во стремится быть могущественным. «Война – вечный закон существования государства». Считал недопустимым политические или моральные оценки деятелей и считал своей целью рассказать. Всё как было.

Шлоссер – две серии работ: «Всемирная история» и «История 18 века». Создать историю человеческого рода. Чернышевский и Маркс им интересовались.

Большой вклад в изучение закономерности развития человечества нац. Особенностей внес Ш???Он стал автором утверждения абсолют. Человек только думает, что действует, руководствуясь своими целями.

В основе права религии и других институтов лежит не свобода, а необходимость.

По пути прогресса человечество ведёт Абсолют. Прогресс состоит не только в успехах наук и искусств, но и в дальнейшем совершенствовании личности человеческого сознания.

Ш задался вопросом- а есть ли масштаб для измерения прогресса? Критерий: постепенное продвижение к всемирному правовому строю.Эти мосли соответствовали растущей буржуазии.

Однако, Шдопустил ложный ход, когда принял Священный союза за прообраз такого государства.

Ш7 развивал идею, что французское революционное движение противоречит немецкому национальному характеру.

Видел источник познания и в области чувства, в политическом откровении и творческой фантазии.

Идеи о необходимости развития исторического процесса.

Понимание и в России.

Вершиной классической философии явилось творчество Гегеля. Беспрерывное движение, преобразование, развитие.

Сделал попытку понять причину этого движения.

В своих поисках Гегель не был одинок, до него об этом задумывался Гердер. Последовательность божественных творений. Гегель высказал, что историческое развитие необходимо понимать как саморазвитие. От несовершенного к более совершенному.

Гегель размышлял о несовпадении усилий индивидов с общественным результатом их деятельности.

Высказывался о свободе и необходимости. Мотив деятельности людей – развитие абсолютного духа или божественного разума. Наделял разум хитростью. Много рассуждал о необходимости и закономерности общественного развития.

Вошел в историю как создатель диалектики.

Один из первых попытался начертить картину всемирного исторического процесса. Попытался заглянуть в историческое будущее. Он связывал будущее с историей определенного народа.

В работе «Философия истории» Гегель писал, что история движется из Европы в Азию.

История прошла несколько ступеней

-Восточный мир (Китай, Индия, Персия)

-Греческий мир

-Римский мир

-Германский мир

«Всемирная история» это возвышение необузданной естественной волидо всеобщности и субъективной свободы.

\»Восток – это когда один свободен, греческий и римский мир – это некоторый свободы, германский мир знает, что свободны все»

3 формы правления:

- Деспотизм

-Аристократия

-Демократия

Гегель абсолютизировал германскую монархию, основанную на твёрдом фундаменте законов и законности

Всемирная история по его убеждению это саморазвитие абсолютного духа. В каждом – бесконечные возможности.

Щербакова называют зачинателем отечественного актоведения.

Он начал разработку археографич. приемов, их публикации.

Щербаков сторонник критич. подхода к информации. Поддерживал идеологов ВФБР с точки зрения «Здравого смысла».

Щербаков не всегда оказывался на высоте своей работы, за что подвергался критике Болдина.

1. Чрезмерная поспешность

2. Щербаков перепутал Владим-Суздал. с Влад- Вол

Н.П. Болдин

Главная работа – замечание к истории Росси господина Лекмерка. Его труд – замечаня.

Болдин не мог упрекнуть Лекмерка не только в незнании, но и в искажении. Русский народ не может быть талантливым работником. Болтин был преисполнен желанием от наветов им. авторов, которые выставляли нашу страну отсталой.

В отношении крепостного права – консерватор. Допустимость, оправдание самодержавия.

Екатерина II поступала мудро, когда начинала не с отмены рабства, а с освобождения от суеверий.

Выступал за осторожность в политике и постепенные реформы.

Лучший вид правления – монархия, но без деспотизма. Подбирать законы под права, чем права под законы.

Природа нравов – природная среда (климат.) Крепостное право в России порождено климатом. Непоследовательно высказывался о свободе человека. «Вольность бывает хуже рабства, а рабство выгоднее свободы».

Поддерживал Ломоносова(что и до Рюрика славяне были невежественны)

Древняя Русь прошла такой же путь, как и Европа.

Этапы:

1.Прикрепление крестьян к земле

2.Факическое слияние положения крестьян и холопов

Запретить критику источника, точно толковать древние памятники.

3.Призывал????? земли путем применения сравнительного исторического метода

Влияние идеи ВФБР на историческую науку в России.

Начало этому процессу положили Монтескье и Дидро в 1748г.

Монтескье считал, что всякая власть портит человека, абсолютная власть портит абсолютно. Руссо против. Мелкая собственность лучше всего. В это же время появляются первые коммунистические идеи.

Выступал против всякой собственности.

Французских просветителей возмущала феодальная эксплуатация и феодальный строй.

Не только за перспективу, но и за права всего 3 сословия.

Гегель абсолютизировал достоинства Прусской монархии, но вступил в противоречие с самим собой.

Фундаментальный тезис его учения – непрерывное движение. Обратим внимание на восточные цивилизации.

Китай на с.в.проявил свою рассудительность, а Индия наоборот украсила каждый предмет фантазией в противоположность рассудительности. По мнению Гегеля это доказывает многообразие проявлений.

Учение о диалектике. В своей работе «Философия истории» выскзал немало идей о диалектике.

1.Историческое движение происходит тогда, когда происходит борьба

2.Гармония может представляться временема прогресс связан с усилением борьбы противоположностей

Гегель рассматривал диалектические идеи всеобщ. Связи явлений единства и борьбы противоположностей как источник развития. История учит нас тому, что ничему не учит.

Народы и правительства Европы сумели сохранить от войн на 68 лети

Гегель отрицал не только??? Изменение ситуации и даже момента.

Гегель различал развитие по динамике и по качеству. Если у историков- романтиков популярна идея классовой борьбы, то у Гегеля – борьба единства и противоположностей. По Гегелю всеобщая история началась там, где возникло государство.

Заявил о закономерности развития общества, в догос. период тезы и антитезы.

Теза - основана на природном чувстве, кровнородственные союзы. Начало господ. Отношений частного духа и частного права (антитеза).

Синтез – приведение к гармонии частных и общих интересов.

Роль Гегеля в мировой историографии и истории.

Развитие историографии привело в начале 19 века источниковедения

1. Овлад. дипломат., анализом позволило

2. Начался процесс когда из мифов и преданий стали выделять достоверные сведения

3. Увлечение Гегеля стало уменьшаться, в том числе стал очевиден интерес к географическому фактору истории.

4. Во вт. Половине 19 века популярность пришла на долю Г. Т. Бокль («История цивилизации в Англии»)

Оценили заслугу Монтескье в рассуждении влиянии внешнего мира на соц. Строй.

Утверждение Монтескье о том, что жаркий климат делает народ трусливым, а холодный – доброжелательным и храбрым. Бокль читал, что климат определяет эффективность производственной деятельности человека.. Острота противоречий между богатыми и бедными.

На человечество влияет климат, почва, пища, и общий вид природы.

Российский последователь Бокля мечников, книга «Цивилизация и влияние ист. реки»

Во второй порл 19 века стал обозначаться интерес к изучению капитализма в т.ч. рабочему движению

Тематика народохозяйств. Одним из первых стал труд Роджерса «История с/х в Англии 1859-1913гг.»

Работы по истории экономики

Это время ознаменовалось определенным разочарованием =>

1.Не оправдались надежды вызванные ВФБР. (на преобладающую силу разума)

2. Создание священного Союза.

Разочарование выразилось в нескольких формах:

1.Образ разочарования, горечи, скептицизма.(«мировая скорбь»)

В России Байрон воспринимался как тираноборец и свободолюбивый человек.

Своя реакция была у консервативной части европейского общества = > О.Шатобриан - призвал обратить усиленное внимание на папство и религию.

Реакция историков-ромнатиков: Не отрицали все огульно (настоящее появилось из чего-то) +


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: