Систематизация законодательства: понятие, цели и виды

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упоря­дочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, её отраслях и подотраслях.

Цели:

1. Создание стройной системы НПА, удобной для использования.

2. Устранение устаревших и неэффективных норм права.

3. Разрешение юридических коллизий.

4. Ликвидация пробелов.

5. Обновление за­конодательства.

Виды (4 вида):

1. Кодификация – способ систематизации, который предполагает переработку нормативных правовых актов в определённой сфере жизнедеятельности, устранение неэффективных, недействующих и противоречивых положений, разработку единого сводного системообразующего акта (Кодекса), а также отмену и изменение отдельных нормативных правовых актов. В ходе кодификации происходит качественная переработка действую­щих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

При кодификации может вырабатываться новая государственная политика в сфере регулируемых отношений. В результате кодификации нормативные правовые акты в соответствующие сфере частично утрачивают юридическую силу, частично изменяются, принимается Кодекс. Кодекс закладывает основу правового регулирования в соответствующей сфере жизнедеятельности, устанавливает систему регулирования, содержит базовые положения (например, отраслевые принципы, общие юридические конструкции), которые конкретизируются в специальных НПА по отдельным вопросам.

Кодификация – это очень трудоёмкий процесс. Поскольку изменяется содержание нормативных правовых актов, принимается Кодекс, то кодификацию может осуществлять только законодательный орган государственной власти.

Виды кодификации:

1. Всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства).

2. Отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрас­ли законодательства).

3. Специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный ко­декс).

2. Консолидация – способ систематизации, состоящий в объединении не­скольких (двух – трёх) нормативных правовых актов, регулирующих один вид общественных отношений, в результате чего, консолидируемые акты утрачивают юридическую силу, а в продолжающем действовать нормативном правовом акте появляется, как правило, новая глава. В консо­лидированный акт вносятся изменения правотворческим субъектом.

Таким образом, консолидируемые акты утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Кон­солидация представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, по­скольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и внесение изменений в НПА. Нормы включаются в консолидированный НПА. (Закон о ТСЖ отменили, а соответствующие положения включили в новый Жилищный кодекс; Закон о плате за землю отменили, а соответствующие положения включили в Налоговый кодекс).

3. Инкорпорация – способ систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Резуль­татом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов, любому другому критерию. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпора­ция подразделяется на официальную и неофициальную. А раз содержание НПА не затрагивается, то инкорпорацию может осуществлять любой субъект.

К официальной можно отнести Соб­рание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президен­та и Правительства за определенный период, во втором – их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.

К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде.

Может осуществляться по любому критерию (по времени (в хронологическом порядке), по предметному признаку или сфере регулирования, по любому другому критерию). Инкорпорация может быть генеральной (полной) – включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) – по определённым вопросам.

4. Учёт – это способ систематизации, состоящий в сборе, хранении и поддержании в контрольном состоянии (постоянно обновляется) НПА, а также обеспечивающий нахождение необходимой информации, взятой на учёт. В результате облегчается поиск нужных нормативных правовых актов. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА). Используется там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблемой. Может быть картотечный – создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт – применение компьютерной техники (например, Гарант и Консультант – плюс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: