Введение 1 страница

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Вопрос 2. Виды, формы и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел. Классификация мер предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

Нормативно-правовая регламентация, несомненно, выполняет превентивную задачу по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка и сфере общественной безопасности. Но механизм реализации норм, регулирующих указанные отношения, непосредственно связан с осуществлением организационно-управленческих мер в данной сфере. Прежде всего, следует говорить о деятельности специальных государственно-властных структур, ориентированных на противодействие преступлениям и правонарушениям среди которых важное место занимают органы внутренних дел (милиция).

Возрождение системы криминологической профилактики преступлений предполагает создание и внедрение в практику её субъектов современных методов работы, таких знаний, умений и приемов, которые с одной стороны, были бы избавлены от прежних идеологических намеков, несбыточных надежд и мечтаний о ликвидации преступности, о полном искоренении причин и условий её порождающих, а с другой стороны – весьма активно воздействовали бы на выявление, нейтрализацию или устранение явлений и процессов, детерминирующих преступления, на укрепление и развитие антикриминогенных факторов.[2]

Хорошо спланированная, координированная и ресурсно обеспеченная работа по профилактике преступлений не даст ожидаемого результата, если не будут разработаны её тактические основы, не получит развитие и обогащение продуманная, отвечающая нынешним жизненным реалиям система методов предупредительной деятельности. Понятие «тактика» употребляется в различных значениях. Так, например, в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова тактика понимается как:

1. составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск на суше, в воздухе и на море.

2. совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.[3]

Тактика иногда определяется и как совокупность средств и приемов общественной, политической борьбы.

Таким образом, можно сделать вывод, что ядро любой тактики – это методы, приемы действия, обеспечивающие правильное направление, содержание и формы деятельности, наиболее целесообразное и эффективное осуществление мероприятий для достижения конкретных целей.

Исследуя вопросы о методах профилактической работы в современных условиях надо использовать переработанную отечественную практику, изучать и внедрять оправданий себя зарубежный опыт, особенно в проведении виктимологической профилактики, привлечения населения к сотрудничеству с милицией в качестве «конфиндента», моральной и материальной поддержки такого взаимодействия обществом и государством.

Следует отметить, что в криминологической литературе и практической деятельности органов правопорядка часто термин «метод» употребляется наряду или вместо понятия «мера» и производного от него словосочетания «мера предупреждения». А.Э. Жалинский и М.В. Костицкий так и определяют меру предупреждения преступлений: «Это облегченный в организационную форму способ воздействия на факторы, порождающие преступления, а также препятствующие им, состоящий из взаимосвязанных отдельных действий, преследующий конкретную цель и вызывающий предупредительный эффект».

Отметим, что отдельные авторы выделяют три уровня предупреждения преступлений:

Профилактика преступлений - совокупность мер по выявлению и устранению причин и условий преступлений (общая профилактика) а так же по установлению и оказанию корректирующего воздействия на лиц, которые реально могут совершить преступление (индивид. профилактика).

Предотвращение преступлений - дея тельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.

Пресечение преступлений - действия, обеспечивающие прекращение начатых преступлений на стадии покушения или длящихся преступлений, или систематической преступной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в деятельности подразделений криминальной милиции в основном используются методы профилактики на специально-криминологическом уровне. В криминологической литературе в зависимости от направленности и характере предупредительной деятельности их принято подразделять на меры общей и индивидуальной профилактической работы.

Эти меры не должны противопоставляться друг другу, они развивают и дополняют один другого, между ними нет жестких границ, и в то же время они обладают определенной спецификой.

Обычно выделяют следующие основные методы общей криминологической профилактики, применяемые правоохранительными органами:

1. Выявление и анализ причин и условий, ситуацией совершения преступлений.

2. Разработка и осуществление мероприятий по устранению (блокированию, нейтрализации, ограничению действий) причин, условий, других детерминант, проявлений (меры-действия).

3. Инициирование мер заинтересованных органов, ведомств, учреждений, категорий собственников, других субъектов по устранению (блокированию, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности (меры-сигналы).

4. Правовая пропаганда, правовое воспитание и правовое просвещение граждан.

5. Изучение и формирование адекватного общественного мнения о преступности, её причинном комплексе, мерах борьбы с нею и деятельности правоохранительных органов.

6. Оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств.

Подразделения ОВД в полной мере используют в своей профилактической деятельности весь этот арсенал методов.

Как нам представляется, наиболее значительными в деятельности подразделений ОВД является применение и использование методов индивидуальной профилактики. Их сущность состоит в том, чтобы воздействовать на антиобщественную позицию личности, включая её потребности, интересы, жизненные цели, потребности, интересы, жизненные цели, преодолевать в сознании конкретного лица, могущие встать на путь совершения преступление, негативные взгляды, привычки и наклонности. Осуществляя индивидуальную профилактику подразделениями ОВД, по линиям своей деятельности, выявляют лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на таких лиц необходимого воспитательного воздействия и предупреждению с их стороны преступлений.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в эту систему методов входят: убеждение, поощрение, организация положительной деятельности профилактируемых, стимулирования, оказания помощи в социальной адаптации, использования общественного мнения, принуждения.

В юридической литературе многократно изложены различные классификации мер предупреждения преступлений, которые используются в зависимости от исследовательских целей и практических потребностей. Меры предупреждения преступлений классифицируются по различным основаниям (признакам). Например, одним из классификационных признаков является метод предупредительного воздействия. В принципе все многообразие мер воздействия сводится к двум методам: стимулирование и ограничение.

Деятельность по предупреждению преступлений можно представить как двухсторонний процесс: с одной стороны, целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения, а с другой - воспрепятствование вступлению в криминогенные. Это - две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности. Если прерывание негативных отношений осуществляется преимущественно с помощью принудительных мер предупреждения, то для стимулирования позитивных связей используются главным образом меры, не связанные с принуждением.

Субъекты профилактики сами обязаны решать, как им применить тот или иной прием в конкретной жизненной ситуации. Это даёт основания полагать, что они, руководствуясь профессиональными требованиями и моральными принципами, имеют свободу выбора тактических приемов и могут применять их в зависимости от сложившейся ситуации в каждом конкретном случае. При этом должно быть соблюдено одно непременное требование: всё это должно происходить обязательно в рамках, установленных законом.

Выбор и тактика использования конкретных приемов и методов воздействия почти всегда определяются особенностями объекта, в отношении которого осуществляется такое воздействие, а также зависят от того, на каком этапе развития антиобщественной деятельности конкретных лиц те или иные меры приходиться применять.

В состав органов внутренних дел входит значительное количество подразделений, которые различаются друг от друга специальными задачами, формами и методами работы. В связи с этим их деятельность по выявлению и устранению причин и условий преступлений и административных правонарушений и разработке мер по их предупреждению имеет единую цель, но методы ее осуществления, в зависимости от компетенции, различны. Соответствующие подразделения органов внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению нарушений законодательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции.

Разнообразие специальных предупредительных мер в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, осуществляемых органами внутренних дел как специализированным субъектом вызывает необходимость их классифицировать. Специальные меры предупреждения преступлений и административных правонарушений, проводимые органами внутренних дел, представляют собой конкретные действия по охране общественного порядка и общественной безопасности и классифицируются по содержанию. По этому основанию рассматриваемые меры можно разделить на правовые и организационные меры.

К группе правовые мер предупреждения преступлений и административных правонарушений относятся: уголовно-правовые, административно-правовые, уголовно-процессуальные гражданско-правовые и оперативно-розыскные меры.

К группе организационных мер предупреждения преступлений и административных правонарушений относятся: внесение представлений, несение патрульной службы, проведение рейдов, массово-разъяснительные меры, воспитательные меры, инженерно-технические меры, меры информационного обеспечения и др.

Правовой основой деятельности по предупреждению преступлений являются отдельные нормы и положения уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, административного, гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права.

Положения уголовного права для субъектов, осуществляющих деятельность по предупреждению преступлений, являются базовыми. Нормы уголовного закона, раскрывающие понятие, признаки и стадии совершения преступления, о соучастии в преступлении, об уголовной ответственности и условиях освобождения от него, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, определяют предмет предупредительной деятельности, влияют на содержание предупредительных мер.

Без уголовного права деятельность по предупреждению преступлений была бы беспредметной. Субъектами предупредительной деятельности осуществляются меры по предупреждению только тех форм противоправного поведения, которые определены уголовным законом в качестве общественно опасного и противоправного деяния, запрещенного уголовным кодексом под угрозой наказания.

Декриминализация определенных деяний выводит эти деяния за пределы предупредительной деятельности, а криминализация деяний предполагает необходимость разработки мер по их предупреждению.

На основе использования положений уголовного права разрабатываются эффективные приемы и методы осуществления мер предупреждения отдельных видов преступлений.

Поощрительные нормы уголовного права, предусматривающие условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, такие, как: деятельное раскаяние (ст. 75 УК), примирение с потерпевшим (ст. 76 УК), изменение обстановки (ст. 77 УК), добровольная выдача лицом наркотических средств (ст. 228 УК), оружия (огнестрельного, холодного, газового), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. ст. 222 и 223 УК), добровольное освобождение лицом заложников (ст. 206 УК), своевременное предупреждение органов власти об акте терроризма лицом, участвовавшим в его подготовке (ст. 206 УК), нормы о необходимой обороне (ст. 37 УК), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК), крайней необходимости (ст. 39 УК), институт добровольного отказа от совершения преступления (ст. 31 УК), и другие служат правовой основой предупреждения преступлений.

Важное значение для предупредительной деятельности имеет уголовно-правовой институт условного осуждения (ст. ст. 73, 74 УК). Перед субъектами, осуществляющими контроль за поведением условно осужденного, открываются широкие возможности для осуществления профилактической работы в связи с установлением судом испытательного срока и возложением на условно осужденного исполнения определенных обязанностей.

Наиболее существенные признаки отдельных видов преступлений, определяемые Особенной частью уголовного права, выступают в качестве отправных точек для осуществления предупредительной деятельности, находят непосредственное отражение в содержании и тактике предупредительных мер. Так, если в правовой конструкции преступления определен специальный субъект (должностное лицо; военнослужащий; лицо, управляющее транспортным средством; лицо, обязанное платить налоги), то осуществляются меры по предупреждению преступных действий только определенного законодателем контингента лиц. При планировании предупреждения насильственных преступлений разрабатываются меры по профилактике, предотвращению и пресечению только тех преступлений, в правовой конструкции которых насилие предусмотрено в качестве способа совершения преступления.

Важное значение для предупреждения преступлений имеет уголовно-правовой институт неоконченного преступления (ст. ст. 29, 30 УК). Меры предупреждения преступлений разрабатываются и осуществляются дифференцированно. В отношении лиц, находящихся в социально опасном положении, применяются меры профилактики; лиц, вынашивающих преступные намерения, обнаруживших преступный умысел и замышляющих совершение преступлений, - меры предотвращения; лиц, совершающих приготовление к преступлению либо покушение на преступление, - меры пресечения.

Меры по предупреждению рецидивных преступлений разрабатываются с учетом особенностей контингента осужденных, условий, места и сроков отбывания наказания, данных о степени исправления и других личностных характеристиках осужденных, определяемых в своей основе уголовно-исполнительным правом.

В уголовно-процессуальном праве определяются компетенция следователя, дознавателя, органов дознания, прокурора и суда в сфере предупреждения преступлений, сроки, пределы и формы их предупредительной деятельности. Предписания уголовно-процессуального закона служат правовой основой деятельности указанных субъектов по предупреждению отдельных видов преступлений.

Нормы административного законодательства служат правовой основой предупреждения не только правонарушений, но и преступлений. К числу таких норм относятся, в частности, те, которые определяют основания, условия и порядок применения административно-предупредительных мер: досмотр ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов с целью обеспечения безопасности полетов, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставления; административного задержания; личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице; досмотра транспортного средства; осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, документов; ареста товаров, транспортных средств и иных вещей; изъятия вещей и документов; отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации, и других (ст. ст. 27.1 - 27.15 КоАП).

В целях предупреждения преступлений широко используются также предусмотренные административным законодательством меры административного пресечения (помещение в медицинский вытрезвитель, установление административного надзора и другие) и наказания (административный арест, лишение специального права, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и другие).

Надлежащая административно-правовая охрана соответствующих объектов и надлежащее осуществление субъектами предупредительной деятельности своих полномочий по выявлению, пресечению, недопущению административных правонарушений и применению мер административного наказания одновременно служат эффективным средством предупреждения преступлений.

Административное и уголовное законодательства охраняют от посягательств одни и те же объекты. Многие административные правонарушения различаются от соответствующих преступлений, часто одноименных, лишь количественными показателями, определяющими их качественную определенность, например мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) и хулиганство (ст. 213 УК); мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП) и кража (ст. 158 УК); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП) и уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК); незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП) и контрабанда (ст. 188 УК); уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП и ст. 167 УК); незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП и ст. 180 УК), незаконное получение кредита (ст. 14.11 КоАП и 176 УК), обман потребителей (ст. 14.7 КоАП и ст. 200 УК); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП и ст. 228 УК); незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 6.2 КоАП и ст. 235 УК); нарушение авторских и смежных прав (ст. 7.12 КоАП и 146 УК); вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП) и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) и другие.

Подавляющее большинство административно-правовых запретов прямо или косвенно направлены на общую превенцию преступлений. Так, запрет демонстрации фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП) имеет одной из своих целей предупреждение возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК), а также убийств, терроризма и других преступлений, совершаемых по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти; запрет под угрозой административного наказания пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП) - преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228 - 233 УК); запрет занятия проституцией (ст. 6.11 КоАП) - организации или содержания притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК), вовлечения в занятие проституцией (ст. 240 УК), а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. ст. 131 - 135 УК) и преступлений против жизни и здоровья (ст. ст. 105 - 125 УК); запрет сокрытия источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП), - заражений ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК) и венерической болезнью (ст. 121 УК); запрет стрельбы из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП) - причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. ст. 109 и 118 УК); запрет нарушения правил производства, продажи, коллекционирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП) - преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ; запрет появления в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП) - хулиганства (ст. 213 УК) и других преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, а также в отношении лиц, находящихся в нетрезвом состоянии; запрет передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания (ст. 19.12 КоАП) - побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК); запрет нарушения требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП) - уничтожения или повреждения чужого имущества, совершаемых путем неосторожного обращения с огнем (ст. 168 УК); запрет несоблюдения или нарушения экологических правил (ст. ст. 8.1 - 8.40 КоАП) - экологических преступлений (ст. ст. 246 - 262 УК); запрет совершения действий, нарушающих правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 11.1 - 12.36 КоАП), - преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 - 271 УК).

Административное право определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. ст. 23.1 - 23.61 КоАП). В этот перечень включены органы, осуществляющие государственный контроль или надзор за соблюдением правил, действующих в той или иной сфере деятельности (административной, хозяйственной, финансовой, информационной и других). Все эти органы и их должностные лица одновременно являются субъектами предупреждения преступлений.

Многие нормы гражданского права, так же как и административного, прямо или косвенно направлены на предупреждение преступлений.

Так, гражданско-правовой запрет злоупотребления правом путем производства выбросов в атмосферу или водоемы ядовитых отходов производства (ст. 10 ГК) направлен на предупреждение экологических преступлений (ст. ст. 246 - 262 УК); запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК) - монополистических действий и ограничения конкуренции (ст. 178 УК). Предписания гражданского права об ограничении оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (ст. 129 ГК) направлены на предупреждение убийств (ст. 105 УК), терроризма (ст. 205 УК) и других преступлений, совершаемых с использованием указанных предметов; об ограничении оборота наркотических средств (ст. 129 ГК) - преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228 - 233 УК); об ограничении оборота драгоценных металлов (ст. 129 ГК) - незаконного оборота драгоценных металлов (ст. 191 УК) и нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов (ст. 192 УК). Императивные требования гражданского законодательства о нотариальном удостоверении или государственной регистрации ряда сделок, о лицензировании определенных видов деятельности направлены на предупреждение таких видов преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК). Гражданско-правовая защита достоинства личности, личной неприкосновенности, чести и доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 50 ГК) в качестве одной из своих целей имеет предупреждение нарушений неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК), разглашения тайны усыновления (ст. 155 УК), похищений человека (ст. 126 УК), незаконного лишения свободы (ст. 127 УК), клеветы (ст. 129 УК), оскорбления (ст. 130 УК), воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК). Эти и другие подобные нормы гражданского права входят в правовые основы деятельности по предупреждению отдельных видов преступлений.

Гражданское право предусматривает нормы, предоставляющие возможность ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, и установления над ними опеки, предоставляя тем самым соответствующим субъектам широкие возможности для предупреждения совершаемых такими лицами и в отношении них преступлений.

Важный предупредительный эффект имеет надлежащее исполнение субъектами предупреждения преступлений ряда предписаний семейного и трудового законодательства.

Так, обеспечение соблюдения установленного нормами семейного права порядка усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку, на воспитание в приемные семьи (ст. ст. 124, 125, 126.1 СК) препятствует совершению незаконных действий по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 154 УК, а также разглашению тайны усыновления (удочерения) детей (ст. 155 УК) и торговле несовершеннолетними (ст. 152 УК). Принятие предусмотренных семейным правом мер к своевременной уплате обязанными лицами алиментов (ст. 115 СК) способствует предупреждению злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК).

Обеспечение надлежащего выполнения работодателями предписаний трудового права в части защиты интересов работающих женщин, лиц с семейными обязанностями (ст. ст. 253 - 264 ТК), несовершеннолетних (ст. ст. 265 - 272 ТК) способствует предупреждению преступности несовершеннолетних и необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК); предписаний в части профессиональной подготовки и повышения квалификации работников (ст. ст. 196 - 208 ТК), оплаты их труда (ст. ст. 133 - 158 ТК), - преступлений безработных лиц, совершаемых по мотиву корысти-нужды, и преступлений в сфере быта. Обеспечение гарантированных нормами трудового законодательства прав работников на охрану труда (ст. ст. 219 - 231 ТК), требований к охране труда (ст. ст. 211 - 215 ТК) и его организации (ст. ст. 216 - 218 ТК), к режиму рабочего времени (ст. ст. 100 - 105 ТК) и отдыха (ст. ст. 106 - 128 ТК) работников способствует предупреждению неосторожных преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109 УК), преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266, 268, 269 УК), иных преступлений, связанных с эксплуатацией технических средств или технологий - источников повышенной опасности (ст. ст. 215 - 219 УК).

Нормы права, касающиеся предупредительной деятельности, содержатся в источниках и многих иных отраслей права, в частности таких, как гражданско-процессуальное, финансовое, жилищное, таможенное, налоговое, экологическое и других.

Практически нет такой отрасли права, которая не содержала бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. Эти нормы в своей совокупности и составляют правовые основы предупреждения преступлений.

Являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности подразделения криминальной милиции имеют в своём арсенале набор специфических сил, средств и методов, позволяющих на более ранней стадии, нежели другим подразделениям органов внутренних дел, выявлять лиц, замышляющих, подготавливающих или покушающихся на совершение преступления и предпринять меры оперативно-розыскного характера по недопущению его совершения. Предупреждение преступлений оперативно-розыскными мерами весьма действенное и перспективное направление деятельности оперативных подразделений. По сравнению с уголовно-процессуальным и уголовно-правовым предупреждением оперативно-розыскное предупреждение отличается большей эффективностью. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными и моральными потерями, обеспечивает предупреждение наступления (необратимых) последствий и, в конечном счете, сужает сферу применения мер уголовного наказания. На этом основывается высокая нравственная оценка предупредительных мер оперативно-розыскного характера, которые разрабатываются в рамках одной из основных организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел – оперативно-розыскной профилактики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: