Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства по существу нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.
Экономическая сущность налогов заключается в перераспределении прибавочного продукта, одна часть которого в результате первичного перераспределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая часть направляется в доход государства.
|
|
Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Налог — обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и местный бюджеты.
Сбор (пошлина) - обязательный платеж в республиканский и местный бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в т.ч. местными Советами депутатов, юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий).
Не являются налогами, сборами платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым кодексом РБ.
Основные признаки налога:
-императивность - субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению налогообложения в бюджетный фонд.
-смена формы собственности — посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную; при этом образуется государственный денежный фонд.
-безвозвратность и безвозмездность — т.е. оклад налога никогда не возвращается к субъекту налога и последний не получает ничего взамен.
Финансовые отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
|
|
Принципы налогообложения - исходные базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях страны.
Принципы налогообложения впервые сформировал А. Смит в 1776 г. в «Исследованиях о природе богатства народа»:
1. принцип равномерности (справедливости) — налогообложение должно быть достаточно жёстким для богатых лиц и щадящим дня социально слабозащищённых слоев населения;
2. принцип определённости — сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
3. принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;
4. принцип экономности — сокращение издержек взимания налогов (расходы по их сбору должны быть минимальными);
5. принцип эффективности - налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны.
Л. Эрхард дополнил классические принципы рядом новых предположений:
1) максимальное уважение человека;
2) налоговая система исключает двойное обложение;
3) налоги нацелены на более справедливое распределение доходов.
В РБ установлены Налоговым кодексом (Общая часть, статья 2) следующие основные принципы налогообложения:
1 – каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком;
2 – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) в ином порядке, чем это определено налоговым кодексом;
3 – налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства;
4 – не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, её территориальной целостности, политической и экономической стабильности;
5 – допускается установление особых видов пошлин согласно международным договорам РБ.