Развитие науки о налогах

По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии как в военное, так и вмирное время и многие другие требующие финансирования расходы привели к тому, что налоги постепенно становятся основным видом государственных доходов. Именно в это время возникают теории, объясняющие и оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуалистических, а основывались они на идее невмешательства государства в экономику.

Сначала определение налога и его обоснование дала так называемая теория обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды. В основе этих теорий лежит представление о договорном происхождении государства.

Особое место в индивидуалистических теориях налога принадлежит представителям классической политической экономии в лице А.Смита, Д.Рикардо. В трактовке налога А.Смит занимал позиции теории обмена, но дополнил ее принципами построения налоговой системы. В качестве налога рассматривалось лишь то движение денежных средств в пользу государства, которое основывалось на 4-ех принципах обложения, защищающих интересы лица, уплачивающего налог. В определение налога классики привнесли понятие справедливости налогообложения, без соблюдения которого налог переходит в разряд штрафов, налагаемых государством.

В первой половине 19 в. разрабатывается теория наслаждения, которая представляет ту же идею, что и теория обмена (принцип возмездности в отношениях между государством и плательщиком), только с несколько иных позиций. Наслаждение в данном случае доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.

Далее появляются новые теории: теории жертвы и теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории рассматривают налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех потребностей общества, которые удовлетворяются государством.

В 17-первой трети 19в. в экономических теориях господствовала идея о невмешательстве государства в экономику: предполагалось, что свободная конкуренция и рыночный механизм установления равновесия между спросом и предложением обеспечивают экономическую эффективность.

Марксизм придал налогу несвойственный ему как экономической категории классовый характер и представлял налоги как орудие классовой борьбы и эксплуатации трудящихся.

В 30-х гг. 20 в. впервые налог рассматривался не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и указывалось на его роль в регулировании экономических отношений общества. Используя налоги, государство получает возможность изменения структуры производства, сдерживания или ускорения некоторых процессов, что может способствовать экономическому процветанию общества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: