Предложение и спрос: процесс взаимодействия.
Выясним, как определяется то количество товара, которое будет куплено и продано на рынке и его цена.
Таблица 3.3. Рыночное предложение и спрос.
Возможность | P | Qs | Qd | Соотношение спроса и предложения | Давление на цены |
A | Понижение | ||||
B | Понижение | ||||
C | |||||
D | -8 | Повышение | |||
E |
Единственной уравновешивающей ценой, т.е. ценой, которая может сохраняться в течение определенного времени, является цена, при которой величина спроса равна величине предложения. Она и называется равновесной ценой, или конкурентной рыночной ценой. Эта устойчивая цена не может быть достигнута сразу, требуется период колебаний вокруг равновесного уровня.
Графически, конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Рисунок — график, на котором пересекаются кривые спроса и предложения
Разница между величиной предложения и спроса - этой некий отрезок, характеризующий диапазон цен, в котором варьируется цена у конкурентов. Именно балансирование на границах дефицита и избытка — и есть конкуренция.
|
|
При смещении баланса в увеличение спроса, уменьшение предложения — толкает рынок в сторону увеличения цен, справедливо и обратное.
Лекция 6.
Вначале рассмотрим, как влияет на положение равновесия изменение спроса/предложения.
*график 3.6: кривая спроса/предложения*
По графику Б уменьшение спроса при прочих равных условиях вызывает снижение цены и сокращение равновесного объема. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и последующим изменением равновесной цены и количества товара. (уточнить).
По графику А увеличение предложения при прочих равных условиях приводит к понижению цены и росту количества. По графику Б уменьшение предложения при прочих равных условиях ведет к повышению цены и падению количества товара. Итак, существует обратная связь между изменением предложения и последовательным изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложением и последующим изменением количества - прямая.
*график 3.8: функционирование рыночного механизма*
Под воздействием ценовых факторов происходит рост спроса. Высокая цена — барьер для потребителя, но стимул для действующих производителей. Как следствие, произойдет увеличение предложения; сформируется новое положение равновесия. Итак, получив сигнал от спроса, механизм рынка вызвал изменение предложения и вернул экономику в состояние равновесия. Переход от равновесия N к равновесию T — это переход от краткосрочного к долговременному периоду. Итак, если в текущем и краткосрочном периодах изменение спроса ведет к резкому изменению цены, то в долгосрочном периоде наблюдаются, прежде всего, изменения в объемах предложений, что приводит к снижению цены.