Общая характеристика рыночной экономики. 1.Рынок и условия его возникновения

1.Рынок и условия его возникновения.

Рынок – способ взаимодействия производителей и потребителей при помощи ценовых сигналов. Рыночные отношения охватывают всю системы и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят работники, продающие свой труд, владельцы ссудного капитала, предприниматели, владельцы ценных бумаг, конечные потребители…

Выделим основных субъектов рыночной экономики: домашние хозяйства, бизнес и предприниматели, правительство.

Домашние хозяйства – основная структурная единица, которая действует в потребительском секторе. Они (дом. хоз-ва) являются одновременно собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономики. Полученные средства от продажи труда, капитала… используются для удовлетворения личных потребностей.

Бизнес – деловое предприятие, которое работает с целью получения прибыли. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала. Полученную прибыль они не просто используют на личное потребление, а используют на расширение производства.

Правительство – представлено в рыночной экономике различными бюджетными организациями. Они не ставят цель получить прибыль. Они выполняют функцию государственного регулирования экономики.

Важнейшими условиями возникновения рынка является:

1) Общественное разделение труда, возникающая на этой базе специализация. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества.

Принцип сравнительного преимущества – способность производить продукцию при относительно меньших альтернативных издержках. Именно эта категория и является основой экономической теории.

2) Экономическое обособление субъектов рыночного хозяйства. Только сам производитель в праве решать что и как производить.

3) Для возникновения рынка важно знать величину трансакционных издержекю

Трансакционные издержки – необходимость получения разрешения и согласования от гос-венных органов.

4) Свободный обмен ресурсами, т.к. именно он позволяет сформировать свободные цены.

2.Товар и его важнейшие характеристики.

Товар – материальное изделие, которое предлагается рынком с целью дальнейшего использования или потребления. Важнейшей характеристикой товара является потребительная стоимость. Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Потребительную стоимость имеет не только товар, но и не созданные трудом человека вещи. Потребительную стоимость имеют и услуги, которые выступают в качестве товара. Их специфика в следующем: потребительная стоимость услуги не имеет вещной формы, потребительная стоимость услуги – полезный эффект живого труда. Т.к. услуга не имеет вещной формы, то ее нельзя накопить.

Меновая стоимость – способность товара к обмену в определенных количествах и пропорциях. Необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей обменевоемых товаров.

Теория стоимости (ценности). Трудовая теория стоимости принадлежит У.Петти и П.Буагильберу. Выделим основные ее положения:

1.Разнородные продукты имеют одинаковое внутренне содержание: стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к дургу в определенной меновой пропорции.

2.Стоимость товара создается общественным трудом производителей. Стоимость – это воплощенный в товаре общественный труд. Равенство же продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

3.Труд измеряется с помощью рабочего времени.

4. На рынке на изделия одного и того же вида и качества устанавливается рыночная стоимость. Она соответствует нормальным условиям производства и средним трудовым усилиям работников.

3.Теории стоимости (ценности).

4.Сущность денег и их функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: