Сущность спроса, его виды, закон спроса

Лекция № 3. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения.

Теория предельной полезности

Причины возникновения товарного производства

Рынок как экономическая система

Производственные возможности и альтернативы

Возможности то максимальное количество услуг, которое может быть одновременно произведено в определенном наборе в данный период при данных ресурсах.

Альтернатива – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

Рынок – совокупность отношений между покупателями продавцами.

Основным инструментом рынка являются деньги

Люди – субъекты рынка

В экономической теории 3 группы субъектных отношений:

1. Домохозяйство

2. Фирмы

3. Государство

Спрос – платежоспособная потребность.

Предложение – производственный товар, доставленный на рынок.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Конкуренция – борьба за потребителя.

Рыночная конъюктура оказывает влияние на экономическое положение субъектов рынка

Конъюктура – соотношение между спросом и предложением.

Если спрос > предложения, то цену на товар поднимают.

Функции цены:

1. Информативная

2. Стимулирующая

3. Распределительная

4. Учетная

Рынок: по территориальному принципу:

1. Местный

2. Региональный

3. Национальный

4. Мировой

по специфике функционирования:

1. Неразвитый

2. Бартерный

3. Свободный

4. Регулируемый

5. Деформированный

Преимущества рынка:

1. Саморегулирующий механизм

2. Эффективное распределение ограниченных ресурсов

3. Адаптивность

4. Свобода выбора

5. Создание системы стимулов

6. Широкое использование в достижении научно-технического прогресса

Недостатки рынка:

1. Идет через пробы и ошибки

2. Долгая адаптируемость

3. Зона рыночных провалов

4. Не стремится сохранить невозобновимые ресурсы

5. Не способен ликвидировать безработицу и инфляцию

6. Нестабильное развитие

Общественное разделение труда, специализация способствуют развитию обмена

Разделение труда дает рост производительности

Важный момент, определяющий причины – стоимость – воплощенный в товаре труд производителя.

- Потребительская стоимость

- Затраты

Полезность блага – свойство удовлетворять потребность покупателя.

Предельная потребность убывает с каждым приростом такого его количества, которое есть

в распоряжении потребителя.

План лекции:

1. Сущность спроса, его виды, закон спроса;

2. Предложение товаров и услуг, закон предложения;

3. Равновесие на рынке отдельного товара;

4. Эластичность спроса и предложения.

Рыночные отношения представлены отношением продавца и покупателя. Связи между продавцом и покупателем обуславливают связи между производством и потреблением. Они выступают в качестве спроса.

Спрос – это намерение потребителей, обусловленное платежными средствами приобрести данный товар. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество товара, которые потребители готовы купить за определенную цену за определенный промежуток времени. Под величиной спроса понимается количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести за данный период времени.

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос – спрос конкретного человека на конкретный товар.

Совокупный – совокупность индивидуальных спросов.

Суть закона спроса заключается в следующем:

Снижение цены ведет к возрастанию спроса, и наоборот при прочих равных условиях, повышение цены ведет к понижению спроса. Вывод: закон спроса – это обратная связь между ценой и величиной спроса. В основе этого закона лежат следующие постулаты:

1. Люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой.

2. Потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается поскольку потребление подвержено принципу убывающей полезности.

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе больше данного продукта не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров, более высокая цена приводит к противоположному эффекту.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар, вместо товаров, которые сейчас относительно дороже. Потребители всегда склонны замещать дорогие товары более дешевыми.

Функции спроса – зависимость объема спроса от его факторов.

картофель

Цена Спрос
   
   
   
   
   

Кривая представлена в виде нисходящей линии. Так как между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, кривая имеет отрицательный наклон. Изменение в спросе не следует смешивать с изменением величины спроса. Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую. Сдвиг влево – ухудшение спроса зависит от роста цен на товары, от роста доходов потребителей (некачественные товары, утрата вкуса, ожидание падения будущих доходов, сокращение числа потребителей).

Сдвиг вправо – увеличение спроса (падение цен на эти товары, падение доходов потребителей для приобретения качественных товаров, рост числа потребителей, ожидаемый рост будущих доходов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: