Санитарное просвещение
Принципы:
1. 1. Государственный характер, есть Областные центры мед. профилактики
2. 2. высокий научный уровень
3. 3. Оптимистичность содержания
4. 4. Массовость
Есть санитарная агитация и сан. пропаганда; сан. образование, воспитание – основная задача: систематическое сан. образование взрослых сан. воспитание детей по вен. Заболеваниям, ТБЦ, вирусным и инфекционным болезням, травматизму, краевой патологии. Сан. агитация использует методы нужные в экстренных ситуациях – броские плакаты, лозунги.
Сан. пропаганда предлагает постепенные многодневные занятия.
Сан. воспитание имеет большое значение, им надо заниматься постоянно.
Есть следующие центры сан. просвещения:
1. 1. физкультурный диспансер
2. 2. косметологические лечебницы
3. 3. кабинеты пропаганды здорового образа жизни
Методы сан. пропаганды:
1. средства и методы устной пропаганды:
a) a) Лекции: цикловая, эпизодическая, кинолекция, с демонстрацией
b) b) Беседы: длительность 40 мин, малая аудитория
c) c) Вечер вопросов и ответов
d) d) Агитационное выступление
e) e) Дискуссия
f) f) Научно – профилактическая конференция
g) g) Доклад
h) h) Объяснительные выставки
i) i) Громкое чтение
j) j) Курсовое занятие
k) k) Кружок
2. средства и методы печатной пропаганды:
a) a) Книга, брошюра, памятка
b) b) Листовка, лозунг
c) c) Журнал, статья, газета
Положительное: можно всегда заглянуть (неоднократное воздействие)
Отрицательное: возникают вопросы, на которые сразу нельзя получить ответ
3. Средства и методы изобразительной пропаганды:
Натуральные: предмет, образец, изделия, макропрепарат, скелет, кости, части интересных органов
Искусственные: муляж, макет, модель, фантом, диаграмма, скульптура, чучело
Выставка: музей-выставка, стационарная, эпизодическая, передвижная, автомобиль
Радио, телевидение.
Главный объединяющий центр – Областной центр сан. просвещения. Он выпускает и распространяет печатную продукцию. Каждый врач на сан. просвещение тратит 4 часа в месяц.
Планирование – важная функция управления. Управление: 1. Планирование, 2. Мотивация, 3. Контроль. Система здравоохранения: 1. Государственная, 2. Муниципальная, 3. Частная. Рынок мед. услуг отличается от простого рынка:
1. 1. Стандартный рынок имеет хорошего информированного покупателя
2. 2. Стандартный рынок имеет много производителей и продавцов
3. 3. При стандартном рынке наблюдается свобода подхода к нему производителей и продавцов.
4. 4. Однородность товаров
Рынок мед. услуг:
1. 1. Асимметрия информации (больной не знает диагноза).
2. 2. Монополия продавца мед. услуг (врач – монополист знаний).
3. 3. Есть законодательные собрание ограничения доступа к рынку мед. услуг, т.е. нужен сертификат или лицензия на практику.
Нужно повысить уровень планирования, программирования на методической основе. Нужно соединить план и рынок; - без них здравоохранение не может двигаться вперёд. Ранее был метод встречного планирования – гос. план и местные органы. Сейчас – децентрализация. Планируют сейчас: 1. министерство экономики России, 2. планово – экономическое управление МЗ РФ. На местах – 3 – экономический комитет областной администрации и 4 –планово – экономический комитет МЗ области. Министерство экономики даёт прогноз, т.к. медицина и здравоохранение тесно связаны с экономикой страны в целом. Медицина и здравоохранение не приносит дохода, а потребляет. Чем больше богатства государства, тем богаче здравоохранение. Министерство экономики даёт прогноз. МЗ прислушивается к этому.
Планирование бывает:
1. 1. Стратегическое – долгосрочное, перспективное. В переводе означает «искусство генералов», деятельность направлена на 5 – 10 лет. Разрабатывается высшими эшелонами власти, становится цель и срок (улучшение показателей здоровья).
2. 2. Тактическое – текущее короткое. Это краткосрочное развитие стратегического планирование. Оно разрабатывается средним звеном власти. Результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены сразу, результаты тактики обнаруживаются очень быстро.
Различат планирование:
a) a) Работы отдельных ЛПУ
b) b) Здравоохранения района, города, области
Задача планирования: работы отдельных ЛПУ – объединение усилий коллектива для решения всех стоящих задач.
Требования к лану учреждения:
1) 1) Чётко определены задачи и направления деятельности на планируемый период.
2) 2) Реальность планируемых мероприятий.
3) 3) Консервативность планируемых вопросов.
4) 4) Чёткое определение сроков исполнения и ответственности лиц.
Методы разработки плана:
1) 1) Функционально – отраслевой
2) 2) Проблемно – тематический
3) 3) Програмно – целевое планирование
1. 1. Главный врач собирает планы всех отделений. Положительная сторона – легко составляется, отрицательная сторона – нет основной, единой идеи, цели, задачи всего ЛПУ стёрты. Такой план хорош на месяц, на квартал, как годовой план – не годится.
2. 2. Используются для годового плана: он позволяет выделить общие мероприятие независимо от конкретного исполнителя (например: все педиатры направляют свои усилия на снижение детской смертности).
3. 3. Многие области и районы в последние время занялись разработкой программы «Здоровье».
1. 1. Охрана окружающей среды (администрация, предприятия).
2. 2. Оздоровление условий труда и быта работающих в народном хозяйстве (руководство предприятий).
3. 3. Комплексная застройка и благоустройство населённых мест, улучшение социально – бытовых и жилищных коммуникаций, обслуживающих население (администрация).
4. 4. Организация рационального питания.
5. 5. Совершенсво медико – санитарного обслуживания населения:
a) a) Совершенствование организационных структур и систем управления здравоохранением.
b) b) Развитие материально – технической базы.
c) c) Улучшение охраны здоровья женщин и детей.
d) d) Улучшение качества мед. помощи работающим в народном хозяйстве, пенсионерам, инвалидам.
e) e) Совершенствование лекарственной помощи.
Финансирование здравоохранения
Раньше основным источником был Гос. бюджет, теперь:
1. 1. Средства бюджета всех уровней
2. 2. средства, направленные на ОМС и ДМС
3. 3. Средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан
4. 4. Средства гос. и муниципальных предприятий
5. 5. Доходы от ценных бумаг
6. 6. Кредиты банков
7. 7. Безвозмездные благотворительные взносы и пожертвования
8. 8. Иные источники, не запрещённые законом РФ
Главный бюджет – это финансовый план. Бюджет – это основной финансовый план экономическо – социального развития территории на следующий год. Бюджет состоит из доходной части (источников пополнения средств) и расходной части. Основная доходная статья бюджета - налоги, получаемые государством от юридических и экономических лиц. В основе бюджета – национальный доход. Расходная часть бюджета: 1) дальнейшее развитие народного хозяйства, 2) соц. сфера, 3)оборона, 4) управление.
Классификация бюджетов:
1. 1. Территориальное деление: - федеральный бюджет, - местный, - местного малоуправления (городской, районный, сельский), республиканский.
2. 2. Отраслевое деление: здравоохранение, культура, просвещение
Показатели, определяющие отношение государства к здравоохранению:
1. 1. общие абсолютные расходы
2. 2. Долл. Затрат на здравоохранение
3. 3. расходы на душу населения
Второй важнейший признак – фонд обязательного медицинского страхования. Все предприятия 3,6% фонда заработной платы выделяют на охрану здоровья. Это 20 – 30% от бюджета средств. ЛПУ получает средства из разных уровней бюджета. ОГМА – из федерального бюджета. Из областного бюджета содержатся областные ЛПУ, из районного бюджета – районные ЛПУ и сельские участковые больницы.
У ЛПУ есть также свой финансовый план – это смета расходов. Это финансовое отражение планово – производственных показателей на следующий год. Различают 3 части:
1. 1. Производственные показатели – число посещений в поликлинике – число должностей врачей, кол – во коек, профиль коек, средняя занятость койки, плановое количество койко – дней в стационаре.
2. 2. Расчёты по статьям
3. 3. Свод расходов.
Статья – это целевое направление расходов, в смете рассматривается 18 статей.
1) 1) Заработная плата
2) 2) Начисление на зарплату
3) 3) Канцелярские и хозяйственные расходы
4) 4) Командировочные и служебные разъезды
5) 5) Научно - исследовательские работы, приобретение книг для библиотеки
8) 8) Стипендии
9) 9) Расходы на питание
10) 10) Приобретение медикаментов и перевязочных средств
12) Приобретение оборудования и инвентаря
14) Приобретение мелкого инвентаря и одежды
16) Капитальный ремонт зданий и сооружений
18) Прочие расходы