Экономические вопросы. Планирование здравоохранения

Санитарное просвещение

Принципы:

1. 1. Государственный характер, есть Областные центры мед. профилактики

2. 2. высокий научный уровень

3. 3. Оптимистичность содержания

4. 4. Массовость

Есть санитарная агитация и сан. пропаганда; сан. образование, воспитание – основная задача: систематическое сан. образование взрослых сан. воспитание детей по вен. Заболеваниям, ТБЦ, вирусным и инфекционным болезням, травматизму, краевой патологии. Сан. агитация использует методы нужные в экстренных ситуациях – броские плакаты, лозунги.

Сан. пропаганда предлагает постепенные многодневные занятия.

Сан. воспитание имеет большое значение, им надо заниматься постоянно.

Есть следующие центры сан. просвещения:

1. 1. физкультурный диспансер

2. 2. косметологические лечебницы

3. 3. кабинеты пропаганды здорового образа жизни

Методы сан. пропаганды:

1. средства и методы устной пропаганды:

a) a) Лекции: цикловая, эпизодическая, кинолекция, с демонстрацией

b) b) Беседы: длительность 40 мин, малая аудитория

c) c) Вечер вопросов и ответов

d) d) Агитационное выступление

e) e) Дискуссия

f) f) Научно – профилактическая конференция

g) g) Доклад

h) h) Объяснительные выставки

i) i) Громкое чтение

j) j) Курсовое занятие

k) k) Кружок

2. средства и методы печатной пропаганды:

a) a) Книга, брошюра, памятка

b) b) Листовка, лозунг

c) c) Журнал, статья, газета

Положительное: можно всегда заглянуть (неоднократное воздействие)

Отрицательное: возникают вопросы, на которые сразу нельзя получить ответ

3. Средства и методы изобразительной пропаганды:

Натуральные: предмет, образец, изделия, макропрепарат, скелет, кости, части интересных органов

Искусственные: муляж, макет, модель, фантом, диаграмма, скульптура, чучело

Выставка: музей-выставка, стационарная, эпизодическая, передвижная, автомобиль

Радио, телевидение.

Главный объединяющий центр – Областной центр сан. просвещения. Он выпускает и распространяет печатную продукцию. Каждый врач на сан. просвещение тратит 4 часа в месяц.

Планирование – важная функция управления. Управление: 1. Планирование, 2. Мотивация, 3. Контроль. Система здравоохранения: 1. Государственная, 2. Муниципальная, 3. Частная. Рынок мед. услуг отличается от простого рынка:

1. 1. Стандартный рынок имеет хорошего информированного покупателя

2. 2. Стандартный рынок имеет много производителей и продавцов

3. 3. При стандартном рынке наблюдается свобода подхода к нему производителей и продавцов.

4. 4. Однородность товаров

Рынок мед. услуг:

1. 1. Асимметрия информации (больной не знает диагноза).

2. 2. Монополия продавца мед. услуг (врач – монополист знаний).

3. 3. Есть законодательные собрание ограничения доступа к рынку мед. услуг, т.е. нужен сертификат или лицензия на практику.

Нужно повысить уровень планирования, программирования на методической основе. Нужно соединить план и рынок; - без них здравоохранение не может двигаться вперёд. Ранее был метод встречного планирования – гос. план и местные органы. Сейчас – децентрализация. Планируют сейчас: 1. министерство экономики России, 2. планово – экономическое управление МЗ РФ. На местах – 3 – экономический комитет областной администрации и 4 –планово – экономический комитет МЗ области. Министерство экономики даёт прогноз, т.к. медицина и здравоохранение тесно связаны с экономикой страны в целом. Медицина и здравоохранение не приносит дохода, а потребляет. Чем больше богатства государства, тем богаче здравоохранение. Министерство экономики даёт прогноз. МЗ прислушивается к этому.

Планирование бывает:

1. 1. Стратегическое – долгосрочное, перспективное. В переводе означает «искусство генералов», деятельность направлена на 5 – 10 лет. Разрабатывается высшими эшелонами власти, становится цель и срок (улучшение показателей здоровья).

2. 2. Тактическое – текущее короткое. Это краткосрочное развитие стратегического планирование. Оно разрабатывается средним звеном власти. Результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены сразу, результаты тактики обнаруживаются очень быстро.

Различат планирование:

a) a) Работы отдельных ЛПУ

b) b) Здравоохранения района, города, области

Задача планирования: работы отдельных ЛПУ – объединение усилий коллектива для решения всех стоящих задач.

Требования к лану учреждения:

1) 1) Чётко определены задачи и направления деятельности на планируемый период.

2) 2) Реальность планируемых мероприятий.

3) 3) Консервативность планируемых вопросов.

4) 4) Чёткое определение сроков исполнения и ответственности лиц.

Методы разработки плана:

1) 1) Функционально – отраслевой

2) 2) Проблемно – тематический

3) 3) Програмно – целевое планирование

1. 1. Главный врач собирает планы всех отделений. Положительная сторона – легко составляется, отрицательная сторона – нет основной, единой идеи, цели, задачи всего ЛПУ стёрты. Такой план хорош на месяц, на квартал, как годовой план – не годится.

2. 2. Используются для годового плана: он позволяет выделить общие мероприятие независимо от конкретного исполнителя (например: все педиатры направляют свои усилия на снижение детской смертности).

3. 3. Многие области и районы в последние время занялись разработкой программы «Здоровье».

1. 1. Охрана окружающей среды (администрация, предприятия).

2. 2. Оздоровление условий труда и быта работающих в народном хозяйстве (руководство предприятий).

3. 3. Комплексная застройка и благоустройство населённых мест, улучшение социально – бытовых и жилищных коммуникаций, обслуживающих население (администрация).

4. 4. Организация рационального питания.

5. 5. Совершенсво медико – санитарного обслуживания населения:

a) a) Совершенствование организационных структур и систем управления здравоохранением.

b) b) Развитие материально – технической базы.

c) c) Улучшение охраны здоровья женщин и детей.

d) d) Улучшение качества мед. помощи работающим в народном хозяйстве, пенсионерам, инвалидам.

e) e) Совершенствование лекарственной помощи.

Финансирование здравоохранения

Раньше основным источником был Гос. бюджет, теперь:

1. 1. Средства бюджета всех уровней

2. 2. средства, направленные на ОМС и ДМС

3. 3. Средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан

4. 4. Средства гос. и муниципальных предприятий

5. 5. Доходы от ценных бумаг

6. 6. Кредиты банков

7. 7. Безвозмездные благотворительные взносы и пожертвования

8. 8. Иные источники, не запрещённые законом РФ

Главный бюджет – это финансовый план. Бюджет – это основной финансовый план экономическо – социального развития территории на следующий год. Бюджет состоит из доходной части (источников пополнения средств) и расходной части. Основная доходная статья бюджета - налоги, получаемые государством от юридических и экономических лиц. В основе бюджета – национальный доход. Расходная часть бюджета: 1) дальнейшее развитие народного хозяйства, 2) соц. сфера, 3)оборона, 4) управление.

Классификация бюджетов:

1. 1. Территориальное деление: - федеральный бюджет, - местный, - местного малоуправления (городской, районный, сельский), республиканский.

2. 2. Отраслевое деление: здравоохранение, культура, просвещение

Показатели, определяющие отношение государства к здравоохранению:

1. 1. общие абсолютные расходы

2. 2. Долл. Затрат на здравоохранение

3. 3. расходы на душу населения

Второй важнейший признак – фонд обязательного медицинского страхования. Все предприятия 3,6% фонда заработной платы выделяют на охрану здоровья. Это 20 – 30% от бюджета средств. ЛПУ получает средства из разных уровней бюджета. ОГМА – из федерального бюджета. Из областного бюджета содержатся областные ЛПУ, из районного бюджета – районные ЛПУ и сельские участковые больницы.

У ЛПУ есть также свой финансовый план – это смета расходов. Это финансовое отражение планово – производственных показателей на следующий год. Различают 3 части:

1. 1. Производственные показатели – число посещений в поликлинике – число должностей врачей, кол – во коек, профиль коек, средняя занятость койки, плановое количество койко – дней в стационаре.

2. 2. Расчёты по статьям

3. 3. Свод расходов.

Статья – это целевое направление расходов, в смете рассматривается 18 статей.

1) 1) Заработная плата

2) 2) Начисление на зарплату

3) 3) Канцелярские и хозяйственные расходы

4) 4) Командировочные и служебные разъезды

5) 5) Научно - исследовательские работы, приобретение книг для библиотеки

8) 8) Стипендии

9) 9) Расходы на питание

10) 10) Приобретение медикаментов и перевязочных средств

12) Приобретение оборудования и инвентаря

14) Приобретение мелкого инвентаря и одежды

16) Капитальный ремонт зданий и сооружений

18) Прочие расходы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: