Основные методологические подходы к изучению государственного управления

Теорема Коуза.

Школы, изучающие государственное управление:

В 20-50-е XX века доминировала классическая школа государственного управления. К ней относились Леонард Уйат, Анри Фойёль, Бурвин, Муни, Вулси и другие. Эта школа стремилась разработать универсальные принципы управления. Они активно использовали теорию факторов Тейлора и Форда, которые разрабатывали модели боле эффективных коммерческих организаций (Форд успешно внедрял свои техники в организацию машин «Форд»). Теория факторов – это изучение факторов, которые эффективно влияют на производство. Главная задача науки – это иерархические организации с чётким разделением функций в каждой категории (строгое подчинении и раздельные обязанности). При этом недостаток школы в том, что такая система чёткой иерархии подходит только для стабильной социальной среды. Кроме того там не учитывался человеческий фактор, человек был только винтиком системы.

В 30-е годы XX века возникла школа человеческих отношений, которая попыталась компенсировать недостатки классиков. Её представителями были Маслоу, Мерфи, Мейё, Фоллит. 20-30-е годы XX столетия – это годы бунта психологии, когда психоанализ был на пике популярности, а психология проникала во все науки. Эта школа делала акцент на психологические факторы удовлетворённости работников своим трудом. При помощи эмпирических исследований удалось доказать, что улучшение психологического климата человека и усиление мотивации (выше заработок) улучшает производительность. Они также доказали, что эффективность производительности связана с тем, что если начальство работает эффективно, то эффективнее и работа сотрудников. Также важно общение начальства с подчинёнными, совместное решение вопросов. Работа этой школы оказалась очень эффективной.

В 50-е XX века становится популярной школа бихевиоралистов. Её представители: Дэвид Истон, Саймон, Томпсон. Они стремились объяснить реальное функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них групп и индивидов. При помощи эмпирических исследований они показали эффективность производства при включении рядовых сотрудников в процесс принятия решения. Уделяли внимание тому, что влияет на поведение сотрудников, изучали корреляции. Эти разработки также были применимы в узкой сфере руководства персоналом и не охватывали всё государство.

Попытки исправить эти подходы были исправлены в 60-е годы XX века в системном и структурно-функциональном подходе. Представители: Истон, Алмонд, Дойч. Суть подхода в том, что государственное управление предстаёт перед нами, как целостная система, которая сама является подсистемой внутри политической системы. Система – это целостная реальность, имеющая в себе подвижные части, элементы. Для государственного управления среда – это политическая система. Этот подход позволил видеть всю политику в целом. Подход до сих пор играет главную роль. Проблема подхода в том, что он носит описательный характер. Он не объясняет реальное управление, он просто даёт картину в целом.

В 70-е годы XX века на пике научно-технической революции, в условиях усложнения общества, во время возникновения транснациональных корпораций возникает ситуационный подход. Его представители считают, что оптимальных структур не существует, они должны всякий раз меняться в зависимости от задач. Главное внимание уделяют анализу ситуации, набору конкретных обстоятельств, которые сильно влияют на административную практику в данное время в данной конкретной стране. С точки зрения данного подхода администрация должна определять, как определённая структура подходит в данной ситуации, и прогнозирует разные варианты развития ситуации, если будут изменения. Главные переменные в науке об управление – это цели, задачи, структуры, технологии, управленческие кадры, воздействующие факторы. С точки зрения этих категорий описывается ситуация и намечаются варианты её решения.

Так в 70-е годы возникает конфликтологический подход. Государственное управление призвано регулировать конфликты в обществе. Общество – это непрерывная череда конфликтов, которые нужно решать. Конфликты возникают между требованиями, адресованными обществом политической системе, со стороны внешнего или внутреннего окружения. Различия интересов продиктованы неравенством в обществе. Суть управления в урегулировании этих конфликтов, справедливом распределении ресурсов. Управление – это процесс поиска согласия и компромисса.

3.Происхождение государственного управления. Государственное управление и общество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: