№ п/п
| Новые понятия
| Содержание
|
|
|
|
| Протекционизм
| Сложное явление современных международных экономических отношений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно направить на социальные программы, снижение налогов и т.д. Политика протекционизма во многих странах направлена на поддержку новых отраслей, создание дополнительных рабочих мест, защиту национальной безопасности и национального престижа
|
| Таможенный тариф
| Свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможен-ную границу РФ. В него включен перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлин-ных товаров, товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту, а также ставки таможенных пошлин. Он является средством торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его связи с мировым рынком
|
| Таможенная пошлина
| обязательный платеж, уплачиваемый налогоплательщиком при перемещении товаров через таможенную границу (при ввозе или вывозе)
|
| Таможенные сборы
| сборы за таможенное оформление товаров; за их хранение и таможенное сопровождение
|
| Налогоплательщики таможен-ной пошлины, таможенных сборов и иных таможенных платежей
| декларанты либо иные лица, определяемые Таможенным кодексом Российской Федерации
|
|
|
|
| Декларанты
| лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации и являющиеся их владельцами или покупате-лями, и таможенные брокеры (посредники), декларирующие, представляющие, предъяв-ляющие товары от собственного имени
|
| Объекты нало-гообложения таможенной пошлиной, таможенными сборами и иными таможенными платежами
| товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации
|
| Налоговая база таможенной пошлины
| таможенная стоимость товаров и (или) их объемная характеристика в натуральном выражении
|
| Налоговая база таможенных сборов
| определяется как: 1) таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств - в отношении таможенных сборов за таможенное оформление; 2) вес (масса брутто) в сутки перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и хранящихся на таможенном складе товаров - в отношении таможенных сборов за хранение этих товаров; 3) километры пути при таможенном сопровождении товаров - в отношении таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров
|
| Таможенная стоимость товаров
| определяется налогоплательщиком (дек-ларантом) самостоятельно в соответствии с порядком, разрабатываемым правитель-ством, и заявляется (декларируется) тамо-женному органу при перемещении товара через таможенную границу РФ
|
|
|
|
| Ставки таможенных пошлин
| являются едиными и в равной мере применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
|
| Специфические пошлины
| зависят от массы, объема и других специфических характеристик товара
|
| Адвалорные пошлины
| устанавливаются в виде процента с цены облагаемого товара. Поступления от них в казну зависят от колебаний конъюнктуры. В настоящее время являются наиболее распространенными
|
| Комбинированная пошлина
| совмещает подходы к выбору единицы обложения адвалорных и специфических пошлин. Например, при обложении импорта часов в США таможенная ставка устанавливается как в зависимости от цены, так и от количества камней в часах. Чаще всего комбинированные пошлины используются как дополнение к специфическим в случае недостаточной эффективности последних
|
| Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин
| устанавливает правительство, а для ввоза из стран, в отношениях с которыми действует режим наибольшего благоприятствования в торговле. Федеральное собрание РФ. Для остальных стран ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются по сравнению с уровнем для стран с режимом наибольшего благоприятствования в торговле
|
| Специальные пошлины
| применяются для охраны своего рынка, если товары ввозятся в Россию в количестве и на условиях, способных нанести ущерб национальным производителям, а также как ответная мера на дискриминационные действия других стран
|
|
|
|
| Антидемпинговые пошлины
| устанавливаются на импортные товары, которые продаются по более низким ценам, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза, если такой импорт влечет неблагоприятные последствия для России
|
| Компенсационные пошлины
| взимаются при ввозе в Россию товаров, которые прямо или косвенно субсидируются страной-экспортером, что вызывает тяжелые экономические последствия для России
|
| Тарифные преференции
| освобождение от уплаты таможенной пошлины, снижение ее ставок, установление тарифных квот (норм) на преференциальный ввоз (вывоз) товаров
|
| Тарифные льготы
| применяются в пределах таможенной территории РФ к отдельным категориям товаров и имеют вид: возврата ранее уплаченной таможенной пошлины; снижения ставки таможенной пошлины; освобождения в исключительных случаях от уплаты таможенной пошлины
|
| Налоговый договор
| заключается между предпринимателями и государством для письменного закрепления предоставленных налоговых льгот с целью осуществления национальных экономических планов и программ, не носящих директивного характера и потому не являющихся обязательными для частных предпринимателей
|
| Налоговое законодательство зарубежных стран
| устанавливает множество разнообразных обстоятельств, позволяющих субъекту налогового обложения рассчитывать на получение налоговых льгот
|
| Налог на при-быль (корпора-ционный налог компаний) в странах Запада
| существует на постоянной основе с начала Второй мировой войны. Его поступления составляют около 10% всех доходов государственного (федерального) бюджета
|
|
|
|
| Отсрочка уплаты налога на прибыль
| может предоставляться на определен-ный срок (3-5 лет) или при наступлении опре-деленных условий. Обычно такой льготой пользуются новые приоритетные отрасли производства, а также капиталовложения, направляемые в экономиически слаборазви-тые или неблагоприятные регионы страны, или в жилищное строительство, чем достига-ются не только экономические, но и социальнополитические цели
|
| Подоходный налог с физических лиц
| во многих странах является основным источником пополнения бюджета. Так, в Дании его "вклад" составляет 48%, в США - 40, в Японии - 25, в Великобритании - 30%
|
| Налог на добавленную стоимость
| в странах Европейского Сообщества взимается по единым для всех правилам, хотя уровень ставок различается по странам. Достигнуто принципиальное соглашение о едином НДС, но оно еще не реализовано. Во всех странах установлена нулевая ставка НДС на все экспортные товары, что повышает конкурентоспособность европей-ских товаров. В США и Канаде применяется близкий к нему налог с продаж, но сейчас уже ведутся дискуссии по замене его на НДС
|
| Поземельный налог
| существует в большинстве стран, обычно он формирует базу местных бюджетов
|
| Налог на наследства и дарения
| является общим для всех стран. Везде учитывается степень родства и стоимость имущества или в соответствии с оценкой имущества, заявленной самим плательщиком в налоговой декларации. Законодательством предусмотрены только предельные размеры ставок, конкретные размеры устанавливаются органами власти на местах. Ставки имущественного налога пропорциональны и невысоки. При этом действует необлагаемый минимум
|
|
|
|
| Налог на имущество (недвижимость) физических и юридических лиц
| берется в большинстве развитых стран. Так же, как и в России, он взимается региональными или местными органами власти на основе кадастра
|
| Социальные платежи
| это взносы в социальные фонды. При всем разнообразии социальных фондов главным источником их образования являются целевые налоги - взносы на социальное страхование. Они взимаются регулярно в обязательном порядке на основании соответствующих законов. Плательщиками выступают физические лица (застрахованные) и юридические лица (работодатели)
|
| Внешняя налоговая политика страны
| принимаемые меры по расширению и защите ее налоговой юрисдикции, а также в виде налоговых льгот ее экспортерам капиталов, товаров и услуг в совокупности. Если учесть, что торговый оборот многих стран составляет многие миллиарды долларов, то можно представить себе, какие убытки терпит страна из-за просчетов в налоговой политике или получает доходы от внешнеэкономической деятельности
|
| Критерий резидентства
| предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, как получаемых на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая полная, или неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты обязаны платить налоги только с тех доходов, которые получают от источников в этой стране (ограниченная ответственность).
|
|
|
|
| Критерий терри-ториальности
| предусматривает, что налогообложению в данной стране подлежат те доходы, кото-рые получены только на ее территории. Это говорит о том, что все доходы, которые из-влекаются за рубежом этой страны, налого-обложению в данной стране не подлежат
|
| Международное двойное налогообложение
| вызвано коллизией налоговых законода-тельств двух или более стран. Оно может быть связано как с особенностью опреде-ления субъекта, когда несколько государств считают его своим налогоплательщиком, так и со спецификой определения объекта "национального" налогообложения (т.е. с применением критериев резидентства и территориальности)
|
| Виды налоговых соглашений
| общие налоговые соглашения; специальные налоговые соглашения: соглашения об оказании административной помощи; по налогообложению даров и наследств; по международным перевозкам; по таможенным пошлинам; по льготному налоговому режиму; по социальному страхованию и др.
|
| Соглашения между двумя государствами
| наиболее распространенный вид международных соглашений. В них, как правило, существует положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении гражданам и компаниям другой страны такого же налогового режима и обращения, как и местным гражданам и учреждениям. Однако для граждан своей страны могут быть установлены и некоторые послабления
|
| Налоговая гармонизация
| предусматривает согласованное измене-ние рядом стран своего внутреннего налого-вого законодательства, чтобы облегчить уре-гулирование взаимных отношений стран-партнеров. Например, страны ЕС договори-лись о введении единого НДС и о принципах его взимания.
|
|
|
|
| Доходы иностранных юридических лиц от источников на территории Российской Федерации
| подразделяются на: 1) получаемые от деятельности через постоянное представи-тельство (облагаются налогом на прибыль); 2) не связанные с деятельностью через постоянное представительство (облагаются налогом на доходы)
|
| Доходы из других источников
| могут иметь иностранные юридические лица в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом у источника выплаты. К ним относятся: дивиденды; доходы от долевого участия в деятельности товариществ; проценты по счетам; доходы от использования авторских прав, изобретений, торговой марки, деловой репутации и пр.; доходы от сдачи имущества в аренду или отчуждения его; доходы от выдачи лицензий на производство или продажу товаров под именем данной компании; от использования компьютерных программ и баз данных, управленческих услуг и консультаций; от фрахта и реализации товаров, ввозимых из-за границы
|
| Льготный налоговый режим
| подразумевает отсутствие налогов или очень низкий их уровень, особенно для нерезидентов (иностранного капитала и иностранных физических лиц). Часто вместо налогов взимается фиксированный сбор. Кроме того, предпринимателей привлекают такие условия, как простота и дешевизна оформления, отсутствие валютных ограничений, таможенные льготы, простота финансовой отчетности, отсутствие минимального размера уставного капитала, охрана тайны личности владельцев фирм, недорогие услуги местных секретарских фирм, обслуживающих оффшорные компании
|
|
|
|
| Свободные торговые зоны (свободные порты, транзитные и таможенные зоны)
| функционируют на основе отмены или смягчения таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону
|
| Экспортные промышленные зоны (для производства экспортной и частично импортозамещающей продукции)
| их деятельность основывается как на применении льготных торгового и таможенного режимов, так и на либерализации инвестирования и налогового режима для национальных и иностранных предпринимателей
|
| Налоговые гавани (банковские и страховые зоны)
| ориентированы на льготный режим осуществления банковских и страховых операций
|
| Зоны технического развития
| специализируются на разработке и внедрении современной техники и технологии с помощью не только национальных предприятий и организаций, но и иностранных фирм. В этих зонах используется система различных льгот, в том числе частичное (полное) освобождение корпораций от подоходного налога
|
| Свободные экономические зоны
| комплексные зоны, или открытые города, — особые экономические районы. При их создании ставится широкий круг задач и применяется вся система льготных условий
|