Каждый торгуемый кластер в среднем связывает 29 отраслей. В среднем, каждая отрасль задействована в двух кластерах.
Параметры для сравнения | Вертикально-интегрированные структуры | Кластеры |
Характер производства | Жесткая специализация | Инновационный подход, гибкая специализация |
Структура производства | Централизации в рамках производственной цепочки | Координация и согласование автономных предприятий |
Характер конкуренции | Внутри структуры отсутствует, есть на внешнем рынке | Ограниченно присутствует внутри структуры, есть на внешнем рынке |
Характер рынка труда | Низкая мобильность рынка труда | Высокая мобильность рынка труда |
Оценка эффективности | По показателям отрасли (отраслей) | По показателям эффективности развития территории присутствия |
Наличие государственного регулирования | Есть | Есть, но в меньшей степени |
Развитие кластеров в регионах как фактор модернизации экономики России
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предлагается:
- «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6–8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
- формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий».
Ряд регионов приняли отдельные программы развития кластеров или создали организационные структуры по их развитию.
Проблема формирования и развития кластеров в регионах России
1) Низкий уровень конкурентоспособности России, не соответствующий ее экономическому потенциалу (по оценкам Всемирного экономического форума, в 2000 – 2011 гг. Россия в рейтинге конкурентоспособности находится в седьмом десятке стран мира)
2) Низкая адаптивность региональных социально-экономических систем России к влиянию глобальных финансово-экономических кризисов (по официальным данным, объём ВВП РФ в кризисном 2009 г. относительно 2008 г. сократился на 7,4% - одно из самых значительных падений показателя в мире)
3) Недостаточно высокий уровень взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными учреждениями регионов, некогда образовывавших территориально-производственные комплексы, негатив-но сказывается на связанности экономического пространства, что препятствует повышению конкурентоспособности России как на микро-, так и на макроуровнях
4) Регионы-лидеры слабо влияют на развитие сопредельных территорий и др.
Модель интеграции интересов власти и бизнеса в рамках кластеров
Говоря о кластерах, можно выделить стратегии, которые дополняют друг друга:
- стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах
- стратегии, направленные на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров
Два типичных подхода в кластерной политике и оба подхода применимы в России:
- Комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе.
- Второй подход базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности.
Стимулирование развития кластеров возможно с использованием различных комплексов мероприятий:
-Проводя политику создания платформы для диалога всех экономических агентов, работающих в кластере.
-Осуществляя диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных предприятий государственных заказов с более высокими стандартами.
-Повышая квалификацию местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров.
-Создавая «брэнд» региона для привлечения иностранных инвестиций, и другие мероприятия.
Целесообразно соединять государственные цели кластерной политики с возможностями банков развития и привлекать их в структуры, осуществляющие координирующие функции в реализации кластерноцй политики.
Для формирования и реализации кластерной политики регионов нужны адекватные региональные институты развития и, особенно, банки развития.
Инновационный центр «Ско́лково» (российская «кремниевая долина» - строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.
n Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» был подписан президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 28 сентября 2010 г.