Сравнительный анализ вертикально-интегрированных структур и кластеров. Каждый торгуемый кластер в среднем связывает 29 отраслей

Каждый торгуемый кластер в среднем связывает 29 отраслей. В среднем, каждая отрасль задействована в двух кластерах.

Параметры для сравнения Вертикально-интегрированные структуры Кластеры
Характер производства Жесткая специализация Инновационный подход, гибкая специализация
Структура производства Централизации в рамках производственной цепочки Координация и согласование автономных предприятий
Характер конкуренции Внутри структуры отсутствует, есть на внешнем рынке Ограниченно присутствует внутри структуры, есть на внешнем рынке
Характер рынка труда Низкая мобильность рынка труда Высокая мобильность рынка труда
Оценка эффективности По показателям отрасли (отраслей) По показателям эффективности развития территории присутствия
Наличие государственного регулирования Есть Есть, но в меньшей степени

Развитие кластеров в регионах как фактор модернизации экономики России

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предлагается:

- «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6–8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

- формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий».

Ряд регионов приняли отдельные программы развития кластеров или создали организационные структуры по их развитию.

Проблема формирования и развития кластеров в регионах России

1) Низкий уровень конкурентоспособности России, не соответствующий ее экономическому потенциалу (по оценкам Всемирного экономического форума, в 2000 – 2011 гг. Россия в рейтинге конкурентоспособности находится в седьмом десятке стран мира)

2) Низкая адаптивность региональных социально-экономических систем России к влиянию глобальных финансово-экономических кризисов (по официальным данным, объём ВВП РФ в кризисном 2009 г. относительно 2008 г. сократился на 7,4% - одно из самых значительных падений показателя в мире)

3) Недостаточно высокий уровень взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными учреждениями регионов, некогда образовывавших территориально-производственные комплексы, негатив-но сказывается на связанности экономического пространства, что препятствует повышению конкурентоспособности России как на микро-, так и на макроуровнях

4) Регионы-лидеры слабо влияют на развитие сопредельных территорий и др.

Модель интеграции интересов власти и бизнеса в рамках кластеров

Говоря о кластерах, можно выделить стратегии, которые дополняют друг друга:

- стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах

- стратегии, направленные на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров

Два типичных подхода в кластерной политике и оба подхода применимы в России:

- Комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе.

- Второй подход базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности.

Стимулирование развития кластеров возможно с использованием различных комплексов мероприятий:

-Проводя политику создания платформы для диалога всех экономических агентов, работающих в кластере.

-Осуществляя диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных предприятий государственных заказов с более высокими стандартами.

-Повышая квалификацию местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров.

-Создавая «брэнд» региона для привлечения иностранных инвестиций, и другие мероприятия.

Целесообразно соединять государственные цели кластерной политики с возможностями банков развития и привлекать их в структуры, осуществляющие координирующие функции в реализации кластерноцй политики.

Для формирования и реализации кластерной политики регионов нужны адекватные региональные институты развития и, особенно, банки развития.

Инновационный центр «Ско́лково» (российская «кремниевая долина» - строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.

n Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» был подписан президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 28 сентября 2010 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: