Ситуационный подход. Подход с позиции личных качеств

Поведенческий подход

Подход с позиции личных качеств

Основные подходы к лидерству

Существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Но попытки подтвердить эту идею исследованиями не увенчались успехом. В разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества, что привело к выводу: человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток поведенческого подхода заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Результаты исследований показали, что не существует одного «оптимального» стиля руководства.

Следует различать два близких понятия: стиль управления и стиль руководства. Стиль управления – система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства (качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействий на подчиненных), стиль подчинения (совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем), стиль соподчинения (совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общую задачу).

Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить однозначного соотношения между личными качествамиили поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Результаты исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

25.3. Стили управленияс точки зрения поведенческого подхода к лидерству


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: