Внедрение системы качества на основе применения TQM

Взаимосвязь процедур сертификации продукции и систем качества.

Рисунок 6.14. Классификация объектов экологической сертификации

Если продукция подлежит обязательной сертификации, которая проводится по схемам 5, 6, 1а, 2а, 3а, 4а, 9а или 10а, то при наличии сертификата соответствия системы качества или сертификата соответствия производства, выданных в системе сертификации ГОСТ Р, соответственно оценку системы качества, производства или анализ состояния производства не проводят. Для этого органу по сертификации продукции необходимо представить сертификат соответствия системы качества (производства).

При проведении обязательной сертификации по схемам 5 и 6 и наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или систему качества (по той же или более полной модели, чем та, которая принята при сертификации продукции) сертификацию производства или системы качества соответственно повторно не проводят. Органу по сертификации в этом случае предоставляется выписка из Акта проверки и оценки системы качества (производства).

Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой:

  • реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
  • технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
  • установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
  • сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
  • характерна частая смена модификаций продукции;
  • продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя [4].

Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а применяют при условии участия в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств)или экспертов по сертификации продукции, имеющих право заниматься анализом производства.

При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства), анализ состояния производства не проводят.

Создание, внедрение и сертификация системы качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 это один из этапов работ в области обеспечения качества. Специалисты и руководители российских предприятий, прошедшие этот нелегкий путь, не должны останавливаться на достигнутом. Эволюция работ в области обеспечения качества и менеджмента качества подтверждает, что данная работа не позволит вырваться в лидерство их предприятиями и радикально улучшить качество продукции (услуг).

По мнению Дж. Джурана "соблюдение требований стандартов ИСО или сертификация на соответствие им не гарантирует компании занятие лидирующих позиций в области качества". Компания "придерживающаяся требований этих стандартов, но не двигающаяся дальше, почти гарантированно не станет лидером в области качества". По словам бывшего президента ЕОК Тито Конти " стандарты ИСО не более чем разминка перед серьезной игрой". Т. е. этот этап является необходимым, но не достаточным условием для эффективного функционирования предприятия и его дальнейшего развития на современной стадии развития экономики. Полезность стандартов ИСО 9000 заключается:

  • в приведении системы качества к виду, удобному для международной торговли, с тем, чтобы потребители могли легко и понятным для них образом оценить уровень качества независимо от того, какую страну или регион представляет организация;
  • в упрощении и повышении эффективности методов для демонстрации возможностей компании выпускать качественную продукцию;
  • в создании механизма массового давления на организации (снизу по отношению к менеджменту качества лучших компаний), чтобы сдвинуть средний уровень менеджмента и соответственно качества продукции (услуг) в лучшую сторону;
  • в улучшении процедурных вопросов менеджмента качества.

Как показывают исследования специалистов в области качества, дальнейшее совершенствование работ по менеджменту качества и обеспечению качества Первое направление предусматривает работы по совершенствованию менеджмента качества и обеспечения качества в рамках установленных стандартами ИСО элементов системы качества. Другими словами поддержание системы качества в заданном режиме функционирования при минимизации изменчивости процессов и обеспечении стабильного положения предприятия (на относительно коротком промежутке времени). Целесообразно это направление выбирать при выпуске серийной продукции, требования к качеству, безопасности и экологичности которой невысоки

Второе направление заключается в расширении действующей системы качества на основе новых обязательных требований, приведенных в соответствие с потребностями потребителей и общества. Дополнительными элементами, например, могут быть обеспечение менеджмента качества охраны окружающей среды (МС ИСО серии 14000) или концепции стандартов QS-9000 (для автомобильной промышленности) и QА-9000 (для аэрокосмической промышленности).

Третье направление является наиболее эффективным, т. к. внедряемая концепция TQM ориентирована на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и увеличение доходов.

TQM (всеобщий менеджмент качества) - концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.

В МС ИСО 8402 TQM переводится как "всеобще руководство качеством" и определяется как подход к менеджменту предприятия, нацеленный на качество, основан на участии всех работников и направлен на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителей и выгоды всех работников предприятия и общества.

Как видно из определения, всеобщее управление качеством включает не только руководство деятельностью, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом и т. д. на всех уровнях управления (государственном, отраслевом, фирменном). TQM позволяет представить широкое понимание качества в экономическом и социально-психологическом смысле. Взаимосвязь всех составляющих TQM приведена на рис. 6.6.

Основными принципами, на которых базируется данная концепция, служат:

  • ориентация всей деятельности предприятия на потребителей;
  • производственные отношения между работниками строятся как отношения потребителя с поставщиком;
  • непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;
  • обеспечение качеств - непрерывный процесс (качество объекта на конечном этапе должно стать следствием достижения качества на всех предыдущих);
  • комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;
  • смещение усилий в области качества в сторону человеческих ресурсов (упор на отношение работников к делу, культуру производства, на стиль руководства);
  • участие всех работников в решении проблем обеспечения качества;
  • непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;
  • концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;
  • оптимизация соотношения "качество - затраты - время";
  • применение статистических методов.

Концепция всеобщего управления качеством отличается от стандартов ИСО по установленным целям. Стандарты ИСО предназначены, прежде всего, для регулирования отношений между производителем и потребителем продукции или услуг на основе предварительной оценки способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество. Концепция TQM реализовывается, главным образом, для повышения конкурентоспособности предприятия путем непрерывного улучшения и совершенствования менеджмента качества. В отличие от стандартов ИСО в концепции TQM достижение качества рассматривается как текущий процесс, а не как конечная цель. Несмотря на различия, они базируются на ряде общих принципов, что попытались отразить разработчики стандартов в новой версии ИСО 9000-2000 года

Всеобщее управление качеством реализуется на предприятиях (организациях) благодаря применению определенного набора методов и средств. В мировой практике выработано множество универсальных методов и средств, рекомендуемых для использования при внедрении на предприятиях (организациях или фирмах) принципов TQM. К ним относятся:

  • круг Деминга;
  • семь простых статистических методов;
  • концепция "Точно во время" (Just -in Time);
  • развертывание функции качества;
  • методы экспериментального проектирования Тагути;
  • программа ноль дефектов;
  • группы качества;
  • формирование корпоративной культуры;
  • реинжиниринг процессов;
  • поддержка жизненного цикла продукции (Cals);
  • бенчмаркинг;
  • модели делового совершенства и сотрудничества и др.

В табл. 6.3 представлены набор методов и средств по четырем сферам управления.

Критерии, заложенные в моделях делового совершенствования и основанные на концепции TQM, распространяются на всю систему менеджмента предприятия, а значит, что данная концепция выходит за пределы менеджмента качества. Многие специалисты утверждают, что сегодня на предприятиях должны создаваться единые (интегрирующие) системы менеджмента, основывающиеся на принципах менеджмента качества. Создание моделей, базирующихся на концепции всеобщего управления качеством, может означать переход от менеджмента качества к качеству менеджмента предприятий, определяемого как совокупность характеристик, относящихся к способности менеджмента предприятия достигать поставленные цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: