Подходы к изучению способностей.
Физиологическая основа способностей.
Свойства (критерии) способностей.
Способности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности.
Признаки способностей по Бори́су Миха́йловичу Тепло́ву (9 октября (21 октября) 1896, Тула — 28 сентября 1965, Москва).
1. Отличают одного человека от другого.
2. Обеспечивают успешность выполнения какой-либо деятельности.
3. Не сводятся к знаниям, умениям, навыкам которые выработаны у данного человека.
Перенос – достижение успешных результатов в новой ситуации при решении новых задач, по отношению к которым не были усвоены знания, умения, навыки.
Успешность приобретение знаний, умений и навыков - быстрота и легкость в освоении конкретной деятельности.
Качество выполнения деятельности – уровень достижений, затраты времени.
Физиологическую основу способностей составляют природные анатомо-физиологические задатки.
Задатки – врожденные особенности нервной системы, мозга, анализаторов, от которых зависит предрасположенность к развитию тех или иных способностей.
|
|
Биологический (генетический) – Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. утверждал, что способности зависят от наследственности, а обучение и воспитание изменяют лишь скорость их появления.
Франц Йозеф Галль австрийский врач (Franz Joseph Gall, 1758—1828) основал френологию (от греч. phren - ум, и logos - учение) – учение пытавшиеся последить зависимость психических особенностей от формы черепа.
Основные положения учения.
- на основе измерений была составлена френологическая карта, на которой выделялись шишки способностей к музыке, поэзии, живописи; бугры честолюбия, скупости, храбрости.
- кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых, локализована определенная способность.
- степень развития способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга.
- однако, вскрытия показали, что череп не повторяет форму коры мозга.
Фрэнсис Га́льтон (англ. Francis Galton; 16 февраля 1822 — 17 января 1911) анализируя биографии выдающихся людей, пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных людей.
Клод Адриа́н Гельве́ций (Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) – провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. В доказательство приводили, случаи, когда дети отсталых племен получив образование, ничем не отличались от европейцев. Выводом из концепции положение, что у каждого человека можно сформировать любые способности.