Виды нагрузок, действующих на детали машин
Детали машин, в большинстве случаев работают при переменных нагрузках и скоростях. В качестве нагрузок, действующих на детали машин принимают:
1. Силу F [H, кH].
2. Изгибающий момент М, [H·м, кН·м].
3. Крутящий момент Mk , [Н·м, кН·м].
Нагрузки, возникающие в процессе работы машины называют рабочими, и в зависимости от характера их изменения во времени различают следующие (рис.2,а,б,в):
Т, Нм |
а) – постоянная нагрузка (самый тяжелый вид нагружения)
t |
Т, Нм |
t |
б) – переменная нагрузка, изменяющаяся случайным образом
Т |
1 цикл |
Т, Нм |
t |
в) переменная, циклически изменяющаяся по регулярному, например, симметричному циклу (самый опасный цикл).
Рис.2. Характер изменения нагрузки во времени
Цикл изменения нагрузки, который повторяется многократно, называют регулярным (Т – период цикла). Если вид переменного режима не указан, то расчет проводят для постоянного режима.
В зависимости от характера действия на деталь нагрузки бывают:
|
|
a) статические (плавно возрастают, практически не изменяются и плавно убывают);
б) динамические, которые характеризуются мгновенным изменением одного или нескольких следующих параметров: времени действия, направления приложения, модуля нагрузки, точки приложения.
По способу приложения нагрузки на деталь различают распределенные по длине (погонная нагрузка [H/м]) и по площади (давление [МПа]).
Кроме указанных на детали могут действовать сосредоточенные нагрузки, которые характеризуются точкой приложения, направлением действия, модулем.
В большинстве случаев на детали и узлы машин действуют переменные нагрузки и скорости. В этом случае необходимо учитывать переменный характер нагрузки, так как это способствует уменьшению металлоемкости и габаритов проектируемых машин и механизмов.
Рассмотрим некоторый переменный режим нагружения детали и запишем методику его учета при выполнении расчетов.
а). Нагрузка изменяется случайным образом
Т, Нм |
Рис. 3. График переменного режима нагружения детали (а) и гистограмма нагружения (б)
Методика учета переменного режима нагружения при расчете деталей машин:
1. Суммарное время действия нагрузки на деталь разбивают на интервалы, для которых нагрузка имеет примерно одинаковый характер изменения (рис. 3,а).
2. В рамках каждого интервала переменную нагрузку заменяют на эквивалентную постоянную и проводят ее ранжирование.
3. Строят гистограмму нагрузки (рис.3,б). Наибольшую длительно действующую нагрузку принимают в качестве номинальной, которая используется при формировании методики расчета деталей машин, работающих при переменных нагрузках.
|
|
4. Переменную по величине нагрузку на гистограмме нагружения заменяют постоянной эквивалентной по своему действию на сопротивление усталости деталей. Существует 2 способа замены переменной нагрузки на эквивалентную постоянную.
1 способ. Для принятой максимальной длительно действующей нагрузки Tmax=T1 вычисляют эквивалентное число циклов NЕ ее изменения, за которое она оказывает такое же действие на сопротивление усталости детали, как и действительная переменная нагрузка (рис. 4).
Рис.4. Первый способ замены переменной нагрузки на постоянную
2 способ. Для заданного числа циклов изменяющейся нагрузки вычисляют эквивалентную постоянную нагрузку, которая за это число циклов окажет такое же действие на сопротивление усталости деталей, как и действующая переменная нагрузка (рис.5).
Рис.5. Второй способ замены переменной нагрузки на постоянную
При расчете зубчатых, червячных, планетарных передач используют 1 способ учета переменного режима нагружения, который стандартизован.
б). Нагрузка изменяется по типовому режиму
Установлено, что нагрузки в виде гистограмм для деталей и узлов приводов типовых устройств различаются незначительно. К типовым устройствам относят конвейеры, механизмы подъема грузоподъемных машин, подъемники, элеваторы и др. Проведена статистическая обработка гистограмм нагружения типовых устройств и выделено 6 типовых режимов нагружения, графики которых имеют вид (рис.6).
Рис.6. Типовые режимы нагружения
0 – постоянный режим, характерный для деталей и узлов приводов насосных станций для перекачивания жидкости (вода, нефть);
I – тяжелый режим нагружения (горные машины, камнедробильные устройства);
II – средний равновероятностный детали и узлы приводов
III – средний нормальный транспортирующих машин;
IV – легкий детали и узлы приводов металлорежущих
V – особо легкий станков, сварочных машин;
Типовые режимы нагружения строят на основе гистограмм:
а) для постоянного режима (0)
Рис. 7. Построение графика постоянного режима нагружения
; – координаты первой точки на графике;
– координаты второй точки на графике (рис.3);
б) для переменного тяжелого режима (I)
координаты первой точки (рис.6)
координаты второй точки и т.д.
Для выделенных типовых режимов нагружения установлены коэффициенты эквивалентности, которые учитывают их переменность при расчете деталей машин. Например, при расчете зубчатых передач (табл.1).
Таблица 1. Значения коэффициентов эквивалентности µH и µF при расчетах зубчатых передач.
Режим нагружения | I | II | III | IV | V | |
µн | 0.5 | 0.25 | 0.18 | 0.125 | 0.063 | |
µF (q=6) | 0.3 | 0.143 | 0.065 | 0.038 | 0.013 |
Примечание: параметр q учитывает вид термической обработки зубчатых колес.