Задания для закрепления материала
1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
1) Тесный теснить притеснить ... притеснительница;
2) шнур шнуровать зашнуровать ... зашнуровывание;
3) страховать перестраховать ... перестраховочный.
Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать, 3) перестраховка.
Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.
Ответ: печаль печалить опечалить опечалиться; печать печатать отпечатать отпечаток; печь пропечь пропекать пропекаться; петь запеть запевать запевала.
3. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.
Ответ: дел(о) без -дель-[ й ]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
весел(ый) весель-[ й ]-(е) – суффиксальный способ;
бог(а) моли(ть) бог- о -моль-[ й ]-е – сложение основ с суффиксацией.
Итак, изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, закладывает теоретическую основу для применения многих орфографических правил. Обращение к типичным и сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, расширит лингвистический кругозор наших учеников и подготовит их к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.
1 По материалам «Школьного этимологического словаря русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой.
2 Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: https://www.gramota.ru.
3 В лингвистике звук [й], скрытый в орфографической записи, принято обозначать без транскрипционных скобок буквой j: гениj-я, со-тряс-ениj-е. Это позволяет не загромождать запись лишними условными знаками.