Рассмотрим случай, когда ведущим является червяк, а ведомым является колесо.
Усилия в зацеплении червячной передачи
Считаем, что известны передаточное отношения и размеры. Требуется определить момент М1 на валу червяка, необходимый для преодоления момента нагрузки М2 на валу колеса и сил трения.
Движение зуба колеса по витку червяка это перемещение по наклонной плоскости, расположенной под углом γ к горизонтали. Будем считать, что сила F2 известна, так как известны момент нагрузки М2 и диаметр d2.
Рассмотрим силы, действующие на виток червяка со стороны зуба колеса, в соответствии с обозначениями рис. 16.3:
При отсутствии движения (и соответственно трения) сила F2 уравновешивается
силой F'1: F'1 = F2tgγ.
При движении зуба колеса относительно витка червяка возникает сила трения FТР, отклоняющая проекцию Fn на угол трения ρ. Для преодоления силы трения силу F'1 необходимо увеличить до значения: F1 = F2 tg (γ+ρ);
Следовательно, чем больше угол трения ρ, тем больше требуется сила F 1, и соответственно, больше требуется момент на валу червяка:
|
|
.
Таким образом, окончательно:
,
.
Момент нагрузки на валу червяка M1 известен. Необходимо определить формулу для расчета момента M2 червячного колеса.
Тогда:,
Следовательно, при γ=ρ передача невозможна. Это условие отсутствия передачи, определяемое γ и ρ, называется самоторможением. Чтобы движение стало возможным, нужно чтобы выполнялось условие: γ > ρ. При γ=ρ момент на М 2 червяка стремится к бесконечности. Определим значение момента М2, необходимое для преодоления момента нагрузки и сил трения:
Окончательно получаем выражение для определения КПД при ведущем колесе:
Достоинства: плавность хода, бесшумность, возможность исключения обратной передачи вращения.
Недостатки: низкий КПД из-за больших потерь на трение в зацеплении; необходимость использовать дорогие антифрикационные материалы.
Червяки изготавливают из сталей высокой твердости.
Для червячных колес используют бронзы
БрАЖ 9-40; БрАЖН10-4-4-Л; БрОФ10-1.
Передача «винт-гайка».
Передачи «винт-гайка» служат для преобразования вращательного движения в поступательное. Основными деталями этой передачи являются - винт (цилиндр с наружной резьбой) и гайка (кольцо с внутренней резьбой).
Эти передачи разделяют на силовые и кинематические (отсчетные). Силовые передачи должны иметь высокий КПД и высокую прочность, кинематические должны обеспечивать точность перемещения.
Существует два варианта применения передачи:
- ведущей деталью является винт, вращательное движение которого переводится в осевое при неподвижной гайке;
|
|
- ведущей деталью является гайка, т.е. происходит осевое движение гайки при неподвижном винте.
В передаче применяют метрическую, трапецеидальную и прямоугольную резьбы, с одним, двумя, тремя или четырьмя заходами.
в)
Рис.26.1
Здесь P – ход витка, т.е. расстояние между одноименными осевыми профилями одного витка по образующей делительного цилиндра: P=pz, где p - шаг – расстояние между соседними витками по образующей цилиндра.
При повороте винта на угол φ гайка поступательно перемещается на расстояние
l = φP(2π),
которое является функцией перемещения передачи.
В дифференциальной передаче винт 1 имеет две резьбы с разными шагами p 1 и p 2 одного направления (правого и левого).