ЛЕКЦИЯ № 27
Определение по плану скоростей.
Планетарные передачи.
ЛЕКЦИЯ № 22
Планетарными называются передачи, в которых «колеса–сателлиты» 2 обкатываются по центральному колесу 1 и опорному колесу Оимеют подвижные оси, закрепленные на водиле Н. Планетарные передачи являются редукторами и предназначены для преобразования угловой скорости при изменении моментов сил.
Ведущее – центральное колесо 1 (солнечное). Параметры и Мкр передаются посредством сателлитов 2, обкатывающихся по неподвижному опорному зубчатому колесу 0 с внутренними зубьями. Выходным является вал водила Н, к которому через соединительную муфту присоединяется вал нагрузки. В конструкции может быть 2, 3, 4 сателлита. В передаче вращающих моментов одновременно участвует несколько участков зубчатого венца колеса 1. Таким образом, каждый сателлит передает уменьшенный вращающий момент. Это позволяет применять зубчатые колеса с меньшими модулями и значительно сократить габариты передачи.
В соответствие с обозначениями на рисунке 22.1:
Скорость точки контакта сателлита и опорного неподвижного колеса равна 0
Окружная скорость центра колеса 2равна скорости водила.
Следовательно:
рассматривается как передаточное отношение от солнечного колеса к вращающемуся опорному колесу через паразитное колесо 2 при условно неподвижном водиле. Знак (-) учитывает, что опорное и центральное колеса вращаются в противоположных направлениях. - неподвижное опорное колесо; - неподвижное водило.
22.2. Определение i0 методом обращенного движения
Теорема Смирнова-Виллиса.
Рассмотрим планетарную передачу как обычную рядную. Для этого мысленно остановим водило и дадим возможность вращаться опорному колесу.
Подвижный элемент | Угловые скорости | |
При неподвижном колесе | При неподвижном водиле | |
1. Ведущее колесо 1 | - | |
2. Опорное колесо 0 | - | |
3. Водило | ||
4. Сателлит 2 | - |
По данным таблицы записываем передаточное отношение и приходим к полученной ранее формуле.
Для правильной работы планетарной передачи требуется выполнение условия соосности, которое используется как уравнение связи чисел зубьев колес в передаче.
Классический случай:
Направляющие делятся на направляющие с трением скольжения и направляющие с трением качения. Направляющие с трением скольжения просты в изготовлении, имеют малые габариты, но чувствительны к колебаниям температур. Направляющие с трением качения обладают высокой точностью и обеспечивают легкость движения, но имеют более сложную конструкцию и большие габариты.
По конструктивному признаку различают цилиндрические направляющие скольжения (рабочими являются цилиндрические поверхности - цилиндрические направляющие, где ползун 2 с цилиндрической и плоской рабочими поверхностями перемещается по цилиндрическим поверхностям стержней 1 и 3; - цилиндрические направляющие, где каретка 2 с призматическими рабочими поверхностями перемещается по цилиндрическим стержням 1, закрепленным на основании 3;
Н, П и Т - образные направляющие, призматические типа «ласточкин хвост».
По форме тел качения различают направляющие на шариках и роликах. В качестве роликов могут быть использованы стандартные подшипники качения.
В зависимости от способа установки шариков различают направляющие с перекатывающимися и вращающимися вокруг своей оси шариками. В первом случае оси тел качения перемещаются как относительно каретки, так и относительно основания. Во втором случае тела качения при перемещении каретки вращаются в своих гнездах, а оси тел качения неподвижны относительно каретки и основания.