Зарождение и развитие института профессионального образования оп-
ределялись в первую очередь необходимостью подготовки людей к квалифи-
цированной работе в определенной отрасли хозяйства страны. Формирова-
лись и укреплялись взаимные связи содержания и характера общественного
труда в целом и его отдельных видов, тенденций и перспектив развития про-фессиональной деятельности с основными направлениями и аспектами про-
фессионального образования.
Анализ основ общественного разделения труда, тенденций формирова-
ния и развития перечней специальностей и рабочих профессий для профес-
сиональной подготовки свидетельствует о том, что первичным в связке «труд –образование» является сфера труда с присущей ей (в силу объективных законов развития общества) профессионально-квалификационной структурой, которая развивается в процессе воспроизводства. В результате появляется объективная потребность в кадрах определенного уровня и профиля образования, для удовлетворения которой общество создает адекватную систему образования.
|
|
На основе анализа совокупного общественного труда формируется пе-
речень профессий и специальностей начального, среднего и высшего про-
фессионального образования. При этом учитываются сложившаяся (или
складывающаяся) профессионально-квалификационная структура труда по
отраслям, социально-экономические предпосылки изменения структуры тру-
да (интеграция специальностей технического профиля, дифференциация спе-
циальностей в сфере услуг, создание новых специальностей и профессий
в связи с возникновением новых отраслей науки и производства, отмирание
устаревших специальностей и профессий). Поэтому такие перечни являются
открытыми и обновляются по мере необходимости.
Перечень рабочих профессий разрабатывается в соответствии с Еди-
ным тарификационным справочником рабочих профессий, который состав-
ляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполне-
ния конкретных работ (производственных операций).
Специальности среднего и высшего профессионального образования
представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут
быть использованы при выполнении различных видов деятельности, в том
числе проектно-конструкторской, производственно-технологической, испы-тательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и долж-ностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональ-ным образованием.
В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы.
|
|
В начальном профобразовании – операционно-деятельностный, преду-сматривающий определенные способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда (металло- и деревообработка, сварка, обработка почвы и др.).
При определении специальностей среднего профессионального образо-вания исходят из функционально-предметного подхода, когда на первый план выдвигается функция – производственно-технологическая, расчетно-конструкторская, технико-эксплуатационная.
Специальности высшего образования определяются на основе объект-но-деятельностного подхода, т.е. на первом месте объект, на который на-правлено внимание специалиста (например, авиационные двигатели и энер-гетические установки, космические летательные аппараты и разгонные бло-ки, лазерные системы и др.). Инженер в данной области может выполнять любые функции – технологические, конструкторские, диагностические и т.д. Наиболее существенное качество для него – умение воспринимать объект в
системе, целостности, в том числе видеть зависимость между конкретным участком работы и целостным объектом.
Анализ структуры труда положен также в основу определения содер-жания профессионального образования и обучения.
В структуру труда принято включать: цель труда (конечный результат, объект труда); предмет, на который направлен труд специалиста (материал, механизмы, объект природы, знаковые системы и т. п.); средства труда (машины, механизмы, различные орудия воздействия); способы деятельности (технология, организация труда и т.д.). Эти компоненты свойственны любо-му труду, поэтому, чтобы не упустить какой-либо значимый элемент в со-держании подготовки и образования в целом, процесс труда анализируют с позиций его структуры.
На основе анализа труда формируется профессиональный стандарт –
модель профессии, раскрываемая через системы компетентностей специали-
ста (в соответствии с уровнем квалификации) и требований к условиям тру-
да. Подготовка персонала в экономически развитых странах ведется на базе
профессиональных стандартов, разработанных различными профессиональ-
ными организациями и объединениями при участии работодателей. Напри-
мер, профессиональные стандарты для подготовки специалистов сварочного
производства всех уровней разработаны Европейским обществом сварщиков,
банковских служащих – Ассоциацией банков (Великобритания). В Россий-
ской Федерации профессиональные стандарты отсутствуют практически во
всех профессиональных областях, за исключением туризма. Отдельные про- фессиональные стандарты разрабатываются для внутрифирменной подготов-ки специалистов («Русский алюминий», «Норильский никель» и др.).
Профессиональные стандарты позволяют определить квалификацион-
ные требования к каждому уровню подготовки профессионалов: квалифици-
рованных рабочих, техников, специалистов. На их основе разрабатывается
Государственный образовательный стандарт, который рассматривается как
система требований к уровню подготовленности выпускника и обязательно-
му минимуму содержания основных образовательных программ, а также
к условиям, обеспечивающим достижение государственных норм профес-
сиональной образованности.
Следующим звеном выступает формирование содержания профессио-
нального образования, которое раскрывается в учебных планах, комплексе
учебных программ, учебниках и учебных пособиях. Здесь структура труда
служит основой для формирования содержания учебных предметов как спе-
циального, так и общепрофессионального цикла.
Положение рабочих, их квалификация и производственные функции на
современном производстве обуславливаются не только типом производства,
|
|
уровнем и стадиями развития автоматизации, но и производственными фак-
торами, их влиянием на подготовку квалифицированных рабочих. К ним от-
носятся:
· значимость выпускаемой продукции, ее характер, сложность, точность и чистота обработки не только на данном предприятии, но и в данной отрасли промышленности, степень участия рабочего в управлении производством и совершенствовании производственных процессов.
· номенклатура и разнообразие применяемых в производственной деятельности предметов труда: основные материалы (вид, габариты и конфигурация); вспомогательные материалы (охлаждающие жидкости, смазочные вещества) и двигательные виды энергии (электрическая, пневматическая и гидравлическая).
· однотипность или разнотипность используемых орудий труда, сложность и разнообразие обслуживаемых машин, приспособлений и инструментов.
· односторонний или разносторонний технологический процесс, ха-рактер его проведения. Сюда прежде всего относятся режим работы (диапазон тарификации работ); методы изготовления изделий и принципы построения технологических процессов (концентрация и дифференциация операций); круг работ, закрепленных за рабочим, степень повторяемости технологических процессов при переходе к новой продукции.
· организация производства: тип производства (массовое, серийное, индивидуальное); характер организации производства (предметный, технологический); методы организации производства (поточный, непоточный).
· организация труда: качество обслуживаемых агрегатов; совмещение специальностей (совмещение основными рабочими специальностей основных рабочих; совмещение основными рабочими специальностей вспомогательных рабочих; совмещение вспомогательными рабочими специальностей вспомогательных рабочих); методы контроля выпускаемой продукции; степень самостоятельности в работе (выполнение наладочных, пусконаладочных и операторских работ).