Подходы к его формированию

Зарождение и развитие института профессионального образования оп-

ределялись в первую очередь необходимостью подготовки людей к квалифи-

цированной работе в определенной отрасли хозяйства страны. Формирова-

лись и укреплялись взаимные связи содержания и характера общественного

труда в целом и его отдельных видов, тенденций и перспектив развития про-фессиональной деятельности с основными направлениями и аспектами про-

фессионального образования.

Анализ основ общественного разделения труда, тенденций формирова-

ния и развития перечней специальностей и рабочих профессий для профес-

сиональной подготовки свидетельствует о том, что первичным в связке «труд –образование» является сфера труда с присущей ей (в силу объективных законов развития общества) профессионально-квалификационной структурой, которая развивается в процессе воспроизводства. В результате появляется объективная потребность в кадрах определенного уровня и профиля образования, для удовлетворения которой общество создает адекватную систему образования.

На основе анализа совокупного общественного труда формируется пе-

речень профессий и специальностей начального, среднего и высшего про-

фессионального образования. При этом учитываются сложившаяся (или

складывающаяся) профессионально-квалификационная структура труда по

отраслям, социально-экономические предпосылки изменения структуры тру-

да (интеграция специальностей технического профиля, дифференциация спе-

циальностей в сфере услуг, создание новых специальностей и профессий

в связи с возникновением новых отраслей науки и производства, отмирание

устаревших специальностей и профессий). Поэтому такие перечни являются

открытыми и обновляются по мере необходимости.

Перечень рабочих профессий разрабатывается в соответствии с Еди-

ным тарификационным справочником рабочих профессий, который состав-

ляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполне-

ния конкретных работ (производственных операций).

Специальности среднего и высшего профессионального образования

представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут

быть использованы при выполнении различных видов деятельности, в том

числе проектно-конструкторской, производственно-технологической, испы-тательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и долж-ностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональ-ным образованием.

В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы.

В начальном профобразовании – операционно-деятельностный, преду-сматривающий определенные способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда (металло- и деревообработка, сварка, обработка почвы и др.).

При определении специальностей среднего профессионального образо-вания исходят из функционально-предметного подхода, когда на первый план выдвигается функция – производственно-технологическая, расчетно-конструкторская, технико-эксплуатационная.

Специальности высшего образования определяются на основе объект-но-деятельностного подхода, т.е. на первом месте объект, на который на-правлено внимание специалиста (например, авиационные двигатели и энер-гетические установки, космические летательные аппараты и разгонные бло-ки, лазерные системы и др.). Инженер в данной области может выполнять любые функции – технологические, конструкторские, диагностические и т.д. Наиболее существенное качество для него – умение воспринимать объект в

системе, целостности, в том числе видеть зависимость между конкретным участком работы и целостным объектом.

Анализ структуры труда положен также в основу определения содер-жания профессионального образования и обучения.

В структуру труда принято включать: цель труда (конечный результат, объект труда); предмет, на который направлен труд специалиста (материал, механизмы, объект природы, знаковые системы и т. п.); средства труда (машины, механизмы, различные орудия воздействия); способы деятельности (технология, организация труда и т.д.). Эти компоненты свойственны любо-му труду, поэтому, чтобы не упустить какой-либо значимый элемент в со-держании подготовки и образования в целом, процесс труда анализируют с позиций его структуры.

На основе анализа труда формируется профессиональный стандарт –

модель профессии, раскрываемая через системы компетентностей специали-

ста (в соответствии с уровнем квалификации) и требований к условиям тру-

да. Подготовка персонала в экономически развитых странах ведется на базе

профессиональных стандартов, разработанных различными профессиональ-

ными организациями и объединениями при участии работодателей. Напри-

мер, профессиональные стандарты для подготовки специалистов сварочного

производства всех уровней разработаны Европейским обществом сварщиков,

банковских служащих – Ассоциацией банков (Великобритания). В Россий-

ской Федерации профессиональные стандарты отсутствуют практически во

всех профессиональных областях, за исключением туризма. Отдельные про- фессиональные стандарты разрабатываются для внутрифирменной подготов-ки специалистов («Русский алюминий», «Норильский никель» и др.).

Профессиональные стандарты позволяют определить квалификацион-

ные требования к каждому уровню подготовки профессионалов: квалифици-

рованных рабочих, техников, специалистов. На их основе разрабатывается

Государственный образовательный стандарт, который рассматривается как

система требований к уровню подготовленности выпускника и обязательно-

му минимуму содержания основных образовательных программ, а также

к условиям, обеспечивающим достижение государственных норм профес-

сиональной образованности.

Следующим звеном выступает формирование содержания профессио-

нального образования, которое раскрывается в учебных планах, комплексе

учебных программ, учебниках и учебных пособиях. Здесь структура труда

служит основой для формирования содержания учебных предметов как спе-

циального, так и общепрофессионального цикла.

Положение рабочих, их квалификация и производственные функции на

современном производстве обуславливаются не только типом производства,

уровнем и стадиями развития автоматизации, но и производственными фак-

торами, их влиянием на подготовку квалифицированных рабочих. К ним от-

носятся:

· значимость выпускаемой продукции, ее характер, сложность, точность и чистота обработки не только на данном предприятии, но и в данной отрасли промышленности, степень участия рабочего в управлении производством и совершенствовании производственных процессов.

· номенклатура и разнообразие применяемых в производственной деятельности предметов труда: основные материалы (вид, габариты и конфигурация); вспомогательные материалы (охлаждающие жидкости, смазочные вещества) и двигательные виды энергии (электрическая, пневматическая и гидравлическая).

· однотипность или разнотипность используемых орудий труда, сложность и разнообразие обслуживаемых машин, приспособлений и инструментов.

· односторонний или разносторонний технологический процесс, ха-рактер его проведения. Сюда прежде всего относятся режим работы (диапазон тарификации работ); методы изготовления изделий и принципы построения технологических процессов (концентрация и дифференциация операций); круг работ, закрепленных за рабочим, степень повторяемости технологических процессов при переходе к новой продукции.

· организация производства: тип производства (массовое, серийное, индивидуальное); характер организации производства (предметный, технологический); методы организации производства (поточный, непоточный).

· организация труда: качество обслуживаемых агрегатов; совмещение специальностей (совмещение основными рабочими специальностей основных рабочих; совмещение основными рабочими специальностей вспомогательных рабочих; совмещение вспомогательными рабочими специальностей вспомогательных рабочих); методы контроля выпускаемой продукции; степень самостоятельности в работе (выполнение наладочных, пусконаладочных и операторских работ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: