Структура НПО. Характеристика основных компонентов государственного НПО

Рассмотрим элементную структуру государственного стандарта про-

фессионального образования и остановимся на ведущих понятиях, через ко-

торые раскрываются отдельные составляющие стандарта.

Модель учебного плана является элементом государственного стандар-

та профессионального образования, имеющим принципиальное значение для

определения его архитектуры. Она отражает основные инвариантные струк-

турные компоненты содержания профессионального образования.

Модель учебного плана – документ, представляющий собой модель содержания и организации обучения по соответствующей образовательной

программе (без учета специфики конкретных профессий).

Модель учебного плана содержит информацию об исходном и конечном уровне общего образования, предполагаемых сроках обучения (ступени

квалификации), о циклах, курсах, предметах, составляющих содержание об-

разования соответствующего уровня. В модели указывается примерное коли-

чество часов, которое отводится на циклы предметов, консультации, экзаме-

ны; резерв времени, который может быть использован в соответствии со спе-

цификой региона. Модель учебного плана рассчитана на 36-часовую недель-

ную нагрузку, т.е. на шестидневную рабочую неделю.

Модель учебного плана, с точки зрения содержания и его организации,

включает в себя две составляющие: обязательное обучение, в том числе

предметы по выбору и резерв времени (именно оно рассчитано на 36 ч в не-

делю) и факультативное (необязательное, согласованное с пожеланиями от- дельных групп учащихся), на которое отводится время сверх 36 обязатель-

ных часов; притом в целом на него планируется не более двух часов в неделю

в течение всего срока обучения. Модель включает в себя два цикла предме-

тов: общеобразовательная и профессиональная подготовка, в которой, по

сравнению с ранее действующей моделью, произошли определенные изме-

нения. Традиционно в нее входит общетехнический цикл: совокупность

предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии

межотраслевого характера, т.е. это набор предметов, обеспечивающих фор-

мирование политехнических знаний и умений.

Новым является введение общепрофессионального (отраслевого) цик-

ла, ориентированного на определенный вид деятельности межотраслевого

характера (для профессий, где специальности объединены по принципу

функциональной общности) или на учет отраслевой специфики (для профес-

сий, в которых специальности объединены по технико-технологической

общности). Кроме того, новым является выделение базового курса в составе

профессионального цикла. Цель базового курса – обеспечить изучение со-

держания образования, единого для всех специальностей данной профессии,

служащего базой для дальнейшей специализации, т.е. овладение знаниями

и умениями, необходимыми для выполнения трудовых функций уже на кон-

кретном рабочем месте. Введение базового курса должно способствовать

устранению дублирования при изучении конкретных технологий, обеспечи-

вать последовательную и логичную структуру содержания обучения по спе-

циальности, возможность овладения на его основе другими специализация-

ми, по той или иной причине не вошедшими в новый Перечень, но необхо-

димыми для предприятий.

Ниже приводится отрывок из Стандарта Российской Федерации «Сис-

тема образования. Начальное профессиональное образование»:

Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. ОСТ9 по 01.03-93

1. Разработка учебного плана для подготовки рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования включает в себя три этапа: создание модели учебного плана, составление на ее основе типового (примерного) учебного плана по профессиям в соответствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования

и разработку рабочего учебного плана для конкретного образовательного учреждения.

2. Модель учебного плана – это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель содержит информацию о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования, применительно к различным ступеням квалификации и формам получения начального профессионального образования, с указанием ориентировочного количества часов, отводимого на циклы, консультации, экзамены, резервы времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. В модели показано распределение ответственности между федеральными и территориальными органа-

ми управления образованием (профессиональным образованием) за поддержание стандарта начального профессионального образования и обеспечение потребностей рынка труда (федеральный и национально-региональный компоненты учебного плана). Модель учитывает ориентацию профессионального образования на обучение рабочих и служащих по профессиям широкого профиля, предполагающее широкую базовую подготовку, на основе которой идет последующая специализация. Это обеспечивает мобильность подготовки кадров в нестабильных условиях рынка.

3. Модель предусматривает подготовку в учреждениях начального профессионального образования рабочих и служащих 2-й и 3-й ступеней квалификации, определенных Основными положениями государственного стандарта начального профессионального образования.

Обучение рабочих и служащих 2-й ступени квалификации ведется на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования (срок обучения 1-2 года).

Подготовка рабочих и служащих 3-й ступени квалификации осуществляется на базе основного общего образования с одновременным получением среднего (полного) общего образования (срок обучения 3-4 года) и на базе среднего (полного) общего образования (срок обучения 1-2 года).

4. Модель имеет единую структуру для всех форм подготовки. Все обучение делится на два вида:

1) обязательное (раздел «А»), дополняемое предметами из перечня Предметов по выбору (раздел «Б»), – в рамках учебной недели;

2) факультативное (раздел «В») – за рамками учебной недели.

Объем учебной нагрузки в неделю не превышает 36 часов (за исключением периода производственной практики при обучении выпускников средней общеобразовательной школы).

Обязательное обучение составляет 34 часа в неделю для подготовки рабочих и служащих на базе основного общего образования и 35 часов – на базе среднего (полного) общего образования и включает разделы: «Общеобразовательная подготовка» и «Профессиональная подготовка», а также резерв времени на профессиональную подготовку, консультации и экзамены.

Объем времени на обязательное обучение, приведенный в модели для обучения без получения среднего (полного) общего образования, увеличивается в зависимости от продолжительности производственной практики, так как на ее прохождение отводится 36 часов в неделю для подготовки рабочих на базе основного общего образования и до 40 часов в неделю – на базе сред-

него (полного) общего образования.

Раздел «Общеобразовательная подготовка» подразделяется на два цикла: гуманитарный и естественно-научный, а раздел «Профессиональная подготовка» – на три цикла: общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный. Повышение самостоятельности педагогических коллективов и учащихся в определении содержания обучения отражено в двух других разделах модели учебного плана: разделе «Б» – «Предметы по выбору» (2 часа в неделю только для подготовки рабочих и служащих 3-йступени квалификации на базе основного общего образования) и разделе «В» – «Факультативные предметы» (2 часа в неделю за рамками 36-часовой учебной недели).

5.Структура (набор предметов и время, отводимое на их изучение) федерального компонента гуманитарного цикла определяется на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом специфики начального профессионального образования и едина для всех учебных планов, ориентированных на конкретную форму подготовки.

Русский язык является обязательным для изучения. В предмете «Русский язык и литература» соотношение русского языка и литературы, а также время, отводимое на их изучение, определяются территориальными органами управления образованием и образовательными учреждениями в зависимости от специфики национально-регионального компонента стандарта начального профессионального образования и уровня подготовки поступающих на обучение.

Иностранный язык как язык международного общения вводится в обязательное обучение при дальнейшей разработке примерного (типового) учебного плана. За счет времени, отведенного на раздел «Предметы по выбору», выделяется минимальный объем на изучение иностранного языка, который не учитывается в модели в итоговом количестве часов по разделу «Обязательное обучение». При необходимости объем времени может быть увеличен за счет того же раздела или раздела «Резерв времени для учета специфики региона».

Выделяемый на федеральном уровне резерв времени для учета специфики региона (национально-региональный компонент гуманитарного цикла) используется для формирования национально-регионального компонента образовательного стандарта, который может включать язык, литературу, историю региона, а также для повышения общечеловеческой культуры и обеспе-

чения разностороннего развития личности.

6. Естественно-научный цикл является дифференцированным по объему и содержанию в зависимости от исходного уровня образования выпускников школ, принимаемых на обучение, а также профиля подготовки.

При разработке типового (примерного) учебного плана для обучения по профессии на базе основного общего образования с одновременным получением среднего (полного) общего образования предметы естественнонаучного цикла включаются как в федеральный компонент учебного плана, так и в раздел «Предметы по выбору». Федеральный компонент естественно-

научного цикла составляют предметы, отобранные из образовательных областей, определяемых базисным учебным планом для старшей ступени средней школы, с учетом их значимости для подготовки по конкретной профессии.

Содержание этих предметов включает две составляющие: базисный компонент, определяемый государственным стандартом среднего (полного общего образования как инвариантный для всех типов средних образовательных учреждений, и вариативный, профилированный по группам профессий и обеспечивающий потребности профессиональной подготовки в области естественно-научных знаний. Предметы естественно-научного цикла, не вошедшие в федеральный компонент, помещают в раздел «Предметы по выбору».

При обучении выпускников основной школы без одновременного получения среднего (полного) общего образования и выпускников средней школы на федеральном уровне выделяется резерв времени для повышения уровня естественно-научной подготовки. Содержание резерва раскрывается учебным заведением. Он может быть использован для ликвидации пробелов

в знаниях учащихся по профессионально значимым предметам школьного курса, а также дляизучения профильного естественно-научного материала, в том числе в рамках предметов, включенных в профессиональную подготовку.

7. Раздел «Профессиональная подготовка» является наиболее гибкой частью модели. Общетехнический и общепрофессиональный (отраслевой) циклы раздела формируются на федеральном уровне в рамках выделяемого на них обязательного минимально необходимого объема времени. Содержание предметов общепрофессионального (отраслевого) цикла в значительной мере определяется конкретным производством (видом деятельности) и отраслью, где применяется профессия, по которой идет подготовка, а содержание предметов общетехнического цикла, как правило, унифицируется для группы отраслей (производств).

Профессиональный цикл формируется по конкретной профессии.

В соответствии с ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов широкого профиля профессиональный цикл разделяется на базовый и специальный курсы.

Содержание базового курса составляют общие основы профессий (теоретические и практические), на базе которых происходит специализация по конкретным специальностям и обеспечивается быстрая адаптация специалистов в изменяющихся условиях производства.

Специальный курс относится к вариативной части профессионального цикла. На федеральном уровне формируется структура специального курса –перечень обязательных предметов и ориентировочный объем времени, выделяемый на них.

Специальный курс представляется набором альтернативных блоков специальных предметов (в том числе и практического обучения), если специализация осуществляется на альтернативной основе, или набором последовательных блоков, когда подготовка по каждой последующей специально-

сти предполагает освоение предыдущей. Специальный курс относится к национально-региональному компоненту и окончательно формируется в учебном заведении на основе выбранных блоков предметов, обеспечивающих подготовку по специальности или набору специальностей, требуемых в регионе.) Расширение участия образовательных учреждений и заказчиков кадров в формировании содержания профессионального образования также нашло

отражение в выделяемом резерве времени на профессиональную подготовку.Этот резерв времени может быть использован не только для изучения новейшей техники и технологии, экономического механизма рыночных отношений и других вопросов, не включенных в учебные программы, но и для введения, при необходимости, новых предметов.

8. Перечень предметов по выбору формируется при разработке типового (примерного) учебного плана из предметов, не вошедших в гуманитарный и естественно-научный циклы и взятых в объеме, обеспечивающем базовый уровень среднего (полного) общего образования) общего образования, после чего эти предметы становятся обязательными для изучения. При этом соответственно увеличивается объем времени, выделяемый на обязательное обучение.

Излишки времени по разделу «Предметы по выбору» могут быть использованы на национально-региональном уровне для усиления профилирования как общеобразовательной, так и профессиональной подготовки вплоть до введения дополнительных предметов.

9. Перечень факультативных предметов определяется на уровне образовательного учреждения, они являются не только свободно выбираемыми предметами, но и свободно посещаемыми.

10. Разработка на основе модели типового (примерного) учебного плана для конкретной профессии означает наполнение курсов и циклов учебного плана предметами в соответствии с отраслью, производством или видом деятельности, к которым относится профессия.

Предусмотренная в модели учебного плана последовательность расположения циклов и курсов отражает уменьшение доли унифицированного и увеличение доли профилированного содержания обучения при переходе от одного цикла (или курса) типового (примерного) учебного плана к следующему.

В структуре типового учебного плана выделяется инвариантная часть (стандарт), обеспечивающая обязательный минимум содержания профессионального образования для конкретной профессии (группы профессий), и вариативная часть, содержание которой определяется спецификой рынка труда и особенностями подготовки в регионе и конкретном учебном заведении.

11. Разработка рабочего учебного плана на основе типового (примерного) учебного плана осуществляется учебным заведением и является последним этапом проектирования учебного плана.При этом уточняются срок обучения, структура учебного года, календарный график учебного процесса (включая темп изучения предметов по неделям), структура специального курса, число учебных дней в неделе (5 или 6), состав предметов по выбору и факультативных предметов, перечень предметов, выносимых на экзамены, резерв времени, консультации и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: