Сотрудничество с родителями
Перед началом работы по проекту расскажите родителям (например, на собрании) о целях, задачах проекта, постарайтесь убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость экологического образования. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих пап и мам, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто помощь приходит со стороны старших братьев и сестер.
Выясните, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках. Предложите родителям провести вместе с детьми разнообразные исследования деревьев, игры во время отдыха на природе, на даче. Дошкольники подготовительной группы могут помогать проводить наблюдения ребятам младшего возраста, младшеклассники ближайшей школы — дошкольникам.
Для проведения исследований вам понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейка, веревка, лупы, бинокль, коробочки и баночки для оформления коллекций семян, соцветий; слайды, фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных деревьев, лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных, емкости для проведения экспериментов (например, упаковочные материалы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, тортов), кормушки, скворечники.
|
|
Дождемеры. Это нехитрое устройство для измерения количества осадков несложно сделать из больших пластиковых бутылок. Снимите пробки, разрежьте бутылку пополам, переверните верхнюю часть горлышком вниз (получится воронка) и вставьте в нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам емкости и скапливаться на дне. Чтобы дети случайно не порезались, нужно заклеить острые края бутылки клейкой лентой. Можно нанести на стенки дождемера шкалу (цветные полоски для наблюдений младших детей или же цифры — для старших).
Ловушки для почвенных животных также изготавливаются из пластиковых бутылок, например, пятилитровых. Разрежьте бутылку пополам, верхнюю часть уберите, а края нижней обмотайте изолентой. Подойдут и различные банки с достаточно широким горлышком.
Волшебный мешочек для игры «Угадай, что в мешочке», который используется во время исследований, экскурсий для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод рябины и т.п.).
Ящик ощущений предназначен для тех же целей. Его применение целесообразно в «стационарных» условиях: в групповых помещениях, в экологической комнате, лаборатории, в классе.
В такой ящик можно положить более крупные предметы. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять коробку из-под обуви или некрупной бытовой техники. Хорошо, если крышка ящика легко открывается — через нее предметы помещаются внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали пленку в темноте, засунув руки в рукава пальто или используя специальную конструкцию с «рукавами»? Что-то подобное получится и у вас. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше с изображением деревьев, их цветков, плодов, листьев) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание детей. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы, связанные с деревом. Задача детей: определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам это сделано. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Дети также могут самостоятельно заниматься с ящиком ощущений.
|
|
Модель дерева. Если есть возможность, сделайте модель дерева в группе или в классе. Ее можно изготовить из сухого старого дерева и веток, воткнутых в основу, которая служит стволом; из фанеры, картона, ткани и других материалов (примеры различных моделей даны в разделе «Как мы подружились с деревьями»).
Набор «Что нужно нашему дереву». По мере проведения исследований изготовьте с ребятами плоские (бумажные) или объемные изображения объектов, которые нужны для жизни вашего дерева: солнышко, листик, дождевой червяк, бабочка, капелька воды и т.п. Этот же набор пригодится и для проведения праздника «День дерева».
Коробка для коллекции. Подойдет любая коробка, например, из-под обуви, в которую дети будут складывать все предметы, связанные с их деревом (плоды, семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры и т.п.).