Психологические особенности усвоения знаний

1) Знания – это как часть сознания

Структура сознания включает в себя три слоя:

1. Чувственная ткань

2. Значения – это знания о предметах и явлениях и способах взаимодействия с ними

3. Личностный смысл – это субъективное отношение человека к предметам и явлениям связанно с его потребностями и мотивами

2) Знания – это общие в отражении предмета

3) Знания – это способ упорядочивание действительности

4) Знания – это продукт и результат познания

5) Знания – это способ воспроизведение познаний познаваемого объекта


Значение понятиязнания в педагогике

1. Знания – это результат осуществление дидактического замысла

2. Знания – это содержание и средство педагогического воздействия

Функции знания – это (по Л.С. Выготский):

ü Изменять структуру индивидуального опыта обучаемого

ü Поднимать обучаемого на более высокий уровень психического развития

Задачи преподавателя:

1. Перевести знания из остывшей формы в процесс познавательной деятельности обучающего.

2. Преобразовать знания из плана выражения в содержание мыслительной деятельности.

Уровни знания:

ü Асоциальный уровень – это знания могут существовать на ассоциативном уровне и воспроизводиться без воспроизведения

ü Оперрациональный уровень (этот уровень предполагает использование знаний для решения практических проблем)

3. Сделать знания средством формирование человека, как личности и субъекта деятельности

Виды знаний:

1. Обыденные знания, формируются в повседневном опыте, отражают внешние стороны и связи объективной действительности

2. Научные знания – это систематизированные обобщенные знания формирования, которых основано не только на эмпирических факторов, но и на теоритических формах отражения мира и закономерности его развития.

В абстрактных формах не всегда доступна и требует изменение форм его презентации, обеспечивающее адекватность его восприятия, понимания и усвоение.

3. Учебное знание – это преднамеренно-измененное реорганизованное научное знание, которое упрощено и сокращенно с учетом психологических особенностей и возможностей обучающихся.

Отличие учебного знания от научного:

ü Генетическое – учебное знание это познание уже известного

ü Функциональное различие, т.е. различие по назначению, является построение модели знания.

Цель научного знания – это создание и описание модели мира, позволяющее строить прогнозы

Функция учебного знания – приобретение определенного уровня общей и профессиональной квалификации

ü Операциональное научное знание возникает при решении поисковых задач с помощью исследовательских методов – эксперимент

Учебное знание появляется с помощью специальных учебных приемов, умений и действий

ü По средствам получения. Учебное знания получают с помощью преподавателя. Научное знание с помощью специальной информационно-пояснительной деятельности

Формы учебного знания:

1. Учебная дисциплина – это адаптированное научное знание, учитывающее закономерности познавательной деятельности учащихся

2. Это учебный текст – это языковая форма выражения учебного знания. Бывают: письменные (алфавитные, формульные и пиктографические), устные, технотронные

3. Учебная задача –

Ø этап учебно-познавательной деятельности

Ø часть учебного текста

7.12.12

Лекция 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: