Эмпирические методы
Классификация психологических исследований
1. Методы теоретического исследования
2. Эмпирические методы (наблюдение и эксперимент)
3. Методы математико-статистической обработки данных
Эксперимент – метод научного познания психологических явлений путем создания специальных условий, отвечающих целям исследования. Различают лабораторный эксперимент и естественный. Экспериментальная гипотеза – предложение выдвигаемая для экспериментальной проверки.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов. Один из основных методов изучения психологических явлений на основе организованного их восприятия и отыскания смысла воспринятого. Наблюдение бывает: непосредственное и опосредованное, полевое и лабораторное, включенное или стороннее, открытое и скрытое, свободное и структурированное (стандартизированное). Достоинства наблюдения – не требует создания особых условий. Недостатки – возможные ошибки и трудность повторения.
Опрос – способ получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирования) общения исследователя с респондентом. Опросы используются для выявления мнений, представлений, биографических данных и т. п. Достоинства анкетирования – быстрота и легкость получения большого массива данных.
|
|
Тестирование – определение психологических характеристик человека при помощи стандартизированного задания. Результат теста – количественный показатель, интерпретируется на основе сопоставления с нормами. Типы тестов:
1. Тест-задание. Тесты достижений (те знания, умения и навыки, которые приобретены),тесты интеллекта. Тест представляет собой систему заданий, на которые есть объективно правильные и объективно неправильные ответы. Человеку дается определенное время. Заданий всегда избыточное количество.
2. Тест-опросник. Предназначен для изучения личностных особенностей. Позволяет судить о психологических качествах испытуемых – чертах характера, ценностных ориентация, осмысленности жизни.
Надежность – помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия случайных факторов.
Валидность – степень, в которой тест изучает именно то, для чего он предназначен.
Недостатки тестирования – потеря индивидуальности результата, трудоемкость и долгосрочность работы при создании надежного валидного теста. Преимущества тестирования – легкость, простота и отсутствие влияния тестирования.
Первым стал применять З. Фрейд. Проективные методики позволяют исследовать ценности, мотивы, отношения, личностные качества испытуемых через проецирование на какие-либо объекты. Один из тестов проверяет способность человека находить причины каких-либо происшествий в себе. Например, тесты с изображением ситуаций – как поведет себя человек в этой ситуации. Важный положительный момент – невозможность искажающего влияния испытуемого на результат. Недостаток – сложность интерпретации и создания таких методик.
|
|
Сознание и бессознательное
Сознание – высшая интегрирующая форма психики, рождаемая жизнью в обществе и способствующая самоуправлению.
Характеристики сознания:
· Направленность на предмет (следует из познавательной функции психики) то есть сознание чего-либо.
· Мотивационно-ценностный характер – возможность разделить «Я» и «Не Я». Появляется отношение к объектам действительности.
· Рефлексивная способность – сознание позволяет считать свой внутренний мир предметом познания и преобразования.
· Социальный характер – сознание формируется только в обществе.
Состояния сознания:
· Бодрствование (активное) – человек способен эффективно расшифровывать стимулы и адекватно реагировать на предметы среды.
· Измененное состояние – сон, гипноз. Медитация – достигается уменьшением притока сигналов к мозгу.
· Патологическое состояние.